Разработка разведчика Е-7Р (в документах МАПа он будет обозначен как МиГ-21Р) началась в 1963 году на базе МиГ-21ПФ
в соответствии с октябрьским постановлением правительства и приказом ГКАТ от 19 ноября. Планировалось дооборудовать МиГ-21ПФ унифицированными контейнерами с аппаратурой
фото и радиотехнической разведки. В том же году ОКБ-155 отправило на завод No. 21 эскизный проект машины. На заводе разработали рабочие чертежи, изготовили подвесной
контейнер и произвели дооборудование серийного МиГ-21ПФ.
Первые разведчики No. 940724 и 940735 переоборудовали из серийных МиГ-21ПФМ (тип 94) усилиями, как уже говорилось, серийного
завода No. 21 и опытного завода No. 155. Разведывательная аппаратура устанавливалась в специальном подвесном контейнере в трех вариантах: для дневной, ночной и
радиоразведки. В начале 1965 года самолет No. 940724, оборудованный контейнером для дневной фоторазведки, передали на государственные испытания. Контейнер, оснащенный
аэрофотоаппаратом УАФА-47 и фотопатронами, предназначался для выполнения маршрутной фотосъемки. Видимо, один из этих самолетов я и видел в Липецке.
Окончательный облик МиГ-21Р приобрел позже, когда на нем установили накладной 340-литровый топливный бак. Полный запас топлива
во внутренних баках достиг 2800 литров. Доработали и крыло, добавив четыре узла подвески; в таком варианте разведчик мог нести 490-л подвесные топливные баки. По левому
борту в носовой части фюзеляжа установили датчик угла атаки, информация от которого поступала в автопилот АП-155 и на индикатор, расположенный на приборной доске летчика.
Приемник воздушного давления, ранее установленный в плоскости симметрии самолета, сместили вправо, что улучшило обзор. По правому борту фюзеляжа перед кабиной установили
резервный приемник воздушного давления. Бортовая аппаратура разведчика включала приемник предупреждения об электромагнитном облучении СПО-3; сохранилась РАС ЦД-30. Были и
другие, более мелкие изменения.
Машина стала одной из первых среди разведчиков в советских ВВС, на которой наряду с оптическими применили электронные средства.
Под фюзеляжем МиГ-21Р на специальном обтекаемом держателе устанавливался
контейнер со спецоборудованием. В контейнерах, устанавливаемых вместо ПТБ, размещалось оборудование в следующих вариантах:
-
"Д" - для дневной фоторазведки - фотоаппараты для перспективной съемки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съемки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
"Н" - для ночной фоторазведки - фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
"Р" - для радиотехнической разведки - аппаратура "Ромб-4А" и "Ромб-4Б", фотоаппарат АФА-39 для контроля;
станция активных помех "Сирень";
аппаратура для забора проб воздуха;
аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.
Проводились летные испытания контейнеров:
-
с аппаратурой телевизионной разведки ТАРК и линией передачи информации на наземный пункт;
-
с аппаратурой круглосуточной разведки "Шпиль" с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
-
с аппаратурой инфракрасной разведки "Простор";
-
с аэрофотоаппаратами, полученными из Египта, для съемки с особо малых высот (арабские пилоты освоили технику пилотирования на особо малых высотах - около 10 м, при которых
отечественные фотоаппараты, рассчитанные на другие величины минимальной высоты, при плановой съемке не обеспечивали требуемого качества).
Вооружение разведчика состояло из двух ракет ближнего боя Р-3С или блоков УБ-16-57У (УБ-32) с неуправляемыми ракетами. Для
уничтожения наземных целей подвешивались крупнокалиберные НУР типа С-24 или две бомбы. Подвесные баки обычно крепились на внешних пилонах. Внутренние пилоны для подвески
вооружения часто снимались, что позволяло увеличивать продолжительность полета, а, следовательно, и объем информации, доставляемой разведчиком.
Опытный самолет облетали, видимо, в Горьком и в последний день 1964 года предъявили на государственные испытания. А в начале
1966 года сборочный цех горьковского авиазавода покинул головной серийный разведчик МиГ-21Р (No. 030101). Кроме разведывательного оборудования на нем предусматривалось
размещение такого же вооружения, как и на истребителе, за исключением пушечной гондолы ГП-9.
В 1966-м завод в Горьком сдал заказчику 66 разведчиков и в том же году перешел на выпуск истребителя МиГ-21С, на который
перекочевали крыло с четырьмя узлами подвески и накладной 340-литровый топливный бак.
МиГ-21Р постоянно модернизировались: в частности, на подвижных частях фонаря кабины пилота были установлены зеркала обзора
задней полусферы Ц-27АМШ. Самолеты комплектовались разведывательными контейнерами, отличавшимися составом аэрофотоаппаратуры, а также контейнерами с аппаратурой РЭБ на
концах крыла. Завод No. 21 в Горьком строил МиГ-21Р как для ВВС Советского Союза, так и на экспорт. Серийное производство продолжалось с 1965 по 1971 г. В НАТО самолет
МиГ-21Р получил наименование Fishbed-H.
МиГ-21Р широко использовались в ходе войны в Афганистане. К январю 1980 года на аэродроме Баграм базировалась эскадрилья 87-го
отдельного разведывательного авиаполка (орап), включавшая десять машин этого типа. Кроме них для разведки в Афганистане привлекались МиГ-21Р из 263-й отдельной авиационной
эскадрильи тактической разведки (оаэтр), оснащенные контейнерами с ночным или дневным фотооборудованием, телевизионным комплексом ТАРК-2 и аппаратурой радиотехнической
разведки. В 1980 году экипажи 263-й оаэтр выполнили 2708 боевых вылетов, позволивших выявить не только пути продвижения и районы дислокации моджахедов, но и вскрыть сеть
РАС на территории Пакистана.
Модификации
: |
|
|
Е-7/8 |
прототип с
двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта.
|
МиГ-21Р ("изделие 94Р") |
серийный
разведчик.
|
МиГ-21РФ |
экспортный.
|
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-21Р |
Размах крыла, м |
7.154 |
Длина самолета, м |
14.10 |
Высота самолета, м |
4.125 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5350 |
нормальная взлетная |
8100 |
топлива |
2320 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р-11Ф2С-300 |
Тяга, кгс |
|
нефорсированная |
1 х 3950 |
форсированная |
1 х 6175 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
1700 |
у земли |
1150 |
Практическая дальность действия, км |
|
с ПТБ |
1600 |
без ПТБ |
1300 |
Практический потолок, м |
15100 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8.0 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
2 УР ближнего боя Р-3С или 2 ПУ УБ-16-57У (УБ-32) НУР типа С-24 или 2 бомбы. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|