В течение 37 лет самолеты 51-й эскадрильи британских ВВС несли боевую службу,
занимаясь радио- и радиотехнической разведкой и обеспечением войск на поле боя
необходимой информацией. На 2011 год был намечен вывод Nimrod из эксплуатации.
Nimrod R.Mk 1 (первоначальное обозначение SR.Mk 1) был разработан под требования
ВВС No.389 на новый самолет радио- и радиотехнической разведки (РРТР; в западной
классификации SIGINT - от Signals Intelligence). Самолет предназначался для 51-й
эскадрильи, на вооружении которой в то время находились три переоборудованных Comet C.Mk 2R и четыре Canberra B.Mk б (Mod). Ожидалось, что Nimrod заменит оба
этих самолета. "Битва" за бюджет была непростой, и поначалу самолет даже было
решено переориентировать на ведение тактической радиотехнической разведки (ELINT
- от Electronic Intelligence; перехват излучений РЛС и других радиотехнических
средств, определение их мест расположения и прочее). Однако в конечном итоге
самолет получил оборудование более широкого спектра и смог также выполнять
задачи радиоразведки (COMINT - от Communications Intelligence), став уже
полноценным самолетом РРТР.
В то же время Береговое командование уже разместило заказ на поставку новых
машин HS.801 для замены Shackleton в роли самолета базовой патрульной авиации (БПА;
решение задач патрулирования и борьбы с подводными лодками), а вариант самолета РРТР для британских ВВС получил обозначение HS.801R. Три самолета Nimrod были
поставлены в варианте R.Mk 1 (серийные номера XW664 - XW666), они имели
зарезервированное место для оборудования РРТР, которое монтировалось уже на
авиабазе Уайтон.
В отличие от варианта морского патрульного самолета Nimrod R.Mk 1 имел
увеличенный экипаж - пять летчиков и 23 оператора специальной аппаратуры РРТР,
которые в основном располагались у соответствующих пультов вдоль левого борта в
передней части кабины и вдоль правого борта в хвостовой части. Естественно, что
количество иллюминаторов резко сократилось, а хвостовой контейнер с
магнитометром был заменен на бульбообразный обтекатель. Антенны станций РРТР
разместили в переоборудованном бомбоотсеке, хвостовом обтекателе и на передней
части топливных баков в передней кромке крыла.
Первые три Nimrod R.Mk 1 прибыли на авиабазу Уайтон 7 июля 1971 года, но только
к концу 1973 года они были готовы к боевой службе. Первый учебный вылет
состоялся 3 мая 1974 года, самолет пилотировал флайт-лейтенант Гордон Ламберт.
10 мая самолет был официально принят на вооружение. Последние два Nimrod R.Mk 1
поступили на вооружение 51-й эскадрильи в конце 1974 года, и с тех пор они
прошли целую серию модификаций и модернизаций, часть которых видна даже внешне.
В 1980 году вместо одного из двух комплектов радионавигационной системы LORAN
установили инерциаль-ную навигационную систему Delco AN/ASN-119 Carousel INS,
что позволило исключить из состава экипажа одного штурмана, а РЛС ASV-21 была
заменена на метео-РЛС ЕСКО 290. Также на самолет установили новую радиосвязную
систему с рабочим диапазоном DF, отличительной особенностью которой стали
крючковидные антенны вверху носовой части фюзеляжа, в килевом обтекателе, а
также сверху и снизу плоскостей крыла. В то же время на законцовках крыла были
установлены контейнеры РЭБ по типу имевшихся на морских патрульных Nimrod R.Mk 1
контейнеров Yellow Gate, окраска самолетов РРТР также стала аналогичной морским.
Во время капитального ремонта на самолеты ставили систему дозаправки топливом в
полете, чуть позже появились новые подфюзеляжный киль и шайбы на стабилизаторе.
Один из самолетов 51-й эскадрильи принимал участие в операции "Corporate",
проведенной британцами на Фолклендских островах. Самолет действовал с базы на
острове Вознесения или авиабазы в Чили, причем на него установили систему
дозаправки топливом в полете - то же было сделано в ходе Фолклендского конфликта
и в отношении морских Nimrod R.Mk 1.
Самолеты РРТР также получили подкрыльевые пилоны, на которых позже стали
подвешивать контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками типа BOZ, а в
носовой части самолетов разместили антенны системы предупреждения о ракетной
атаке MAWS (Missile Approach Warning System). Утверждается, что в контейнерах BOZ также размещались активные буксируемые радиолокационные ловушки (Marconi
Aerial Towed Radar Decoy). Антенны системы предупреждения о ракетной атаке MAWS
задней полусферы стояли в хвостовом обтекателе. Nimrod из 51-й эскадрильи
участвовали в операции "Granby", а также в других операциях на Среднем Востоке.
С июня 1992 года самолеты стали регулярно привлекаться к обеспечению действий
сил ООН и НАТО на Балканах (самолеты базировались тогда в Италии). В апреле 1995
года 51-я эскадрилья передислоцировалась с авиабазы Уайтон на базу Уоддингтон.
В рамках программы модернизации, получившей обозначение "Starwindow", на
самолеты установили новую аппаратуру РРТР, дисплеи и пульты операторов, цифровую
аппаратуру для решения навигационных задач, а также построили новые наземные
станции приема и анализа данных, поступающих с находящихся на патрулировании
самолетов. По мнению экспертов, в рамках модернизации британские самолеты
получили специализированное оборудование, установленное ранее на самолетах RC-
135V Rivet Joint американских ВВС. Летные испытания модернизированного Nimrod
начались в 1994 году.
16 мая 1995 года третий Nimrod из 51-й эскадрильи был потерян в результате
возникшего в полете пожара (проводился испытательный полет после модернизации),
экипаж смог покинуть машину, но самолет был потерян. Взамен пришлось
переоборудовать под стандарт R.Mk 1 Starwindow "запасной" MR.Mk 2 (XV249),
поступивший на вооружение в апреле 1997 года.
Следующая программа модернизации, проект "Extract", была вскоре после ее начала
приостановлена - по соображениям экономии, но в начале 1998 года ее возобновили. Nimrod R.Mk 1 привлекались к операциям "Теїіс" (Ирак, 2003-2009 годы) и "Неггіск"
(Афганистан, с 2001 года). Предполагается, что на смену Nimrod R.Mk 1 придет
самолет аналогичного назначения, созданный на базе В707, а именно бывшие
американские KC-135R, переоборудованные в RC-135W "Air Seeker".