В годы корейской войны основным легким бомбардировщиком ВВС США являлся А-26
Invader, самолет времен Второй мировой войны. Когда понадобилась более
современная техника, американцы закупили британские Canberra (В-57). В то же
время появились требования к более скоростному и маневренному самолету RBL-X,
способному работать как бомбардировщик, разведчик и самолет РЭБ.
Срочность заказа исключала проектирование RBL-X с "чистого листа". Фирма "Douglas"
предложила свой вариант самолета, конкурентами которого стали North American
В-45, Martin В-51 и В-57, Boeing В-47 и Vickers Valiant. Но победителем стала
фирма "Douglas". 4 февраля 1952 года был заключен контракт на постройку пяти
фоторазведчиков RB-66A.
Самолет RB-66A, конструктивно близкий к флотской машине, обладал рядом отличий.
Крыло полностью перепроектировали, изменив его форму в плане и установив для
управления по крену интерцепторы (позже внедрены и на A3D). Топливные емкости
увеличили, установили систему дозаправки в воздухе и подкрыльевые пилоны для
подвески дополнительных баков. Бомбоотсек расширили под существующие ядерные
боеприпасы. В носовой части фюзеляжа смонтировали поисковую РЛС APS-27.
Оборонительное вооружение состояло из дистанционно управляемой турели с двумя
20-мм пушками М24А-1. Заново спроектировали и кабину экипажа. Впереди разместили
летчика, за ним - штурмана и оператора бортовых систем/стрелка. Все члены
экипажа сидели в катапультных креслах, которых не было на Skywarrior. За это
моряки метко расшифровывали A3D как "АП Three Dead" - "Смерть на троих".
Важнейшим новшеством В-66 стала замена ТРД Allison J71 на ТРД P&W J57. Двигатели
Allison показали себя ненадежными в эксплуатации.
28 июня 1954 года Джордж Дженсен впервые поднял RB-66A в воздух и выполнил
перелет из Лонг-Бич на базу Эдвардс. Первые же испытательные полеты выявили
массу проблем, связанных, главным образом, с бафтингом и работой двигателей.
Потребовалось новое остекление кабины, не лишним был и тормозной парашют. Не
взирая на дефекты RB-66A, в серию запустили вариант ночного фоторазведчика. В
бомбоотсеке размещалось несколько фотоаппаратов, 48 осветительных бомб М120 или
40 М123. Самолеты комплектовались топливоприемниками для дозаправки в воздухе,
как на КВ-50. Предусматривалась подвеска ракетных ускорителей RATO. Самолеты
RB-66 выпускали с оборонительным вооружением, но впоследствии на большинстве
машин пушки заменили аппаратурой РЭБ.
Всего было построено 145 единиц RB-66, в январе 1956 года первые из них
поступили в 346-е тактическое разведывательное авиакрыло, база Шо, штат Южная
Каролина. Самолет RB-66 пришел на смену RB-26C, RB-45C и RB-57A. Затем на RB-66A
перевооружили 10-е (Шпангдалем, ФРГ), 66-е (Скалтхорп, Англия) и 67-е (Йокота,
Япония) тактические разведывательные авиакрылья. Один RB-66B из 19-й эскадрильи
был сбит МиГом над ГДР в районе Стендаля. Американская сторона утверждала, что
разведчик выполнял обычный учебный полет по маршруту и держал путь в Тул,
Франция. Экипаж уцелел и после недолгого пребывания в "плену" был отпущен. В
1965 году удачный самолет RB-66A сменил RF-4C.
Одна из важнейших задач - разведка погоды. WB-66D, разведчик погоды,
проектировался параллельно с самолетом РЭБ RB-66C. На WB, как и на RB-66C,
вместо бомбоотсека оборудовали кабины для двух операторов. WB вместе с RB-66B
состояли на вооружении частей, дислоцированных на британской базе Шо и в Японии.
Самолеты WB-66D периодически выполняли полеты вдоль границ СССР и его союзников.
Модификации
: |
|
|
RВ-66A |
тактический разведчик. |
RВ-66В |
тактический разведчик. |
ЕВ-66В |
вариант
для радиопротиводействия (постановщик помех). 13 самолетов этого
варианта были преобразованы из модели В-66В. |
NB-66В |
два
действующие совместно самолета, модифицированные из В-66В для
испытаний парашютирования с большой высоты таких объектов, как
космические аппараты Gemini и Apollo. |
ЕВ-66С |
новое
обозначение самолета RB-66C с усов.
оборудованием радиопротиводействия. |
RB-66С |
самолет
электронной разведки |
WB-66D |
самолет
для разведки погоды |
ЕВ-66Е |
постановщик
помех. |
Х-21А |
под
этим обозначением два самолета WB-66D были использованы компанией Northrop Corporation в исследовательской
программе. На них было установлено новое
крыло с ламинарным обтеканием. Два
турбореактивных двигателя GE XJ79-GE-13 с
тягой по 4305 кгc были установлены в
задней части фюзеляжа в гондолах с каждой
стороны. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RВ-66В |
Размах крыла, м |
22.10 |
Длина самолета,м |
22.91 |
Высота самолета,м |
7.19 |
Площадь крыла,м2 |
72.46 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
19317 |
нормальная взлетная |
26213 |
максимальная взлетная |
37641 |
Тип двигателя |
2 ТРД Allison J71-A-13 |
Тяга, кН |
2 x 4625 |
Максимальная скорость, км/ч |
1016 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Практическая дальность, км |
4500 |
Радиус действия |
3000 |
Практический потолок, м |
12010 |
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|