Пожалуй, самым необычным разведывательным вариантом "135-го" был RC-135E, известный под прозвищем "Лиза Энн" (с января
1967 г. - "Ривет Эмбер", заклепка янтарная, во даже как). Этот единичный экземпляр (борт 62-4137, зав. №18477), предназначенный для слежения за испытаниями советских МБР,
был сильно переделанным C-135B; доработку проводила фирма "Линг-Темко-Воут".
Для сопровождения боеголовок ракет в носовой части фюзеляжа была установлена мощнейшая РЛСБО фирмы "Хьюз Электроникс" с
фазированной антенной решеткой. В этой связи весь правый борт от пилотской кабины до крыла был вырезан и заменен огромным радиопрозрачным обтекателем размером 3,65X6,1 м,
повторявшим исходный контур фюзеляжа. Грузовая дверь с левого борта сохранялась (распространенное утверждение, будто обтекатель РЛСБО полностью опоясывал фюзеляж - враки).
Спереди и сзади отсека РЛСБО были установлены массивные свинцовые экраны для защиты экипажа от опасного высокочастотного излучения радара. Когда РЛСБО была включена, пройти
в хвост самолета, чтобы воспользоваться туалетом, было уже нельзя. Аппаратура потребляла огромное количество электроэнергии, и штатные генераторы уже не справлялись с
нагрузкой. Поэтому под корневой частью левого полукрыла крепился на пилоне обтекаемый контейнер длиной 3,22 м и диаметром 0,94 м, в котором находился турбогенератор
мощностью 350 кВА с приводом от вертолетного двигателя Лайкоминг T55-L-5. Справа в таком же контейнере находился теплообменник для охлаждения аппаратуры. Многие из тех, кто
видел RC-135E, не разобрались в назначении этих подвесок, принимая их то за отборники проб воздуха, то за реактивные ускорители (чтобы удирать от советских перехватчиков,
что ли?), и пошел гулять необычайно живучий миф о "шестимоторном KC-135"! Мало того, самолет был снабжен уже знакомым читателю длинным носом с системой AN/AMQ-15. Над
пилотской кабиной имелся топливоприемник, дальше назад - небольшой обтекатель антенны, в переднюю кромку киля была врезана антенна по типу RC-135D, а под хвостовой частью
располагались обтекатель по типу RC-135A и трубка аварийного слива топлива.
Работы начались 30 сентября 1963 г. и затянулись ровно на два с половиной года - RC-135E был поставлен 4157-му СК на авиабазе
Айелсон только 30 марта 1966 г. По ценам того времени Rivet Amber стоил 35 миллионов долларов США и был сам дорогостоящим самолетом ВВС.
О важности проекта можно судить по системе индикации приоритетов, которая существовала в середине 1960-х в ВВС США. Все проекты ВВС делились на четыре категории от I-ой (самая приоритетная) до
IV-ой (наименее приоритетная). В каждой категории было 100 проектов. Rivet Amber имел категорию I-17, а Rivet Ball - I-18.
Карьера этой машины была недолгой - обтекатель РЛСБО оказался слабым местом конструкции. 5 июня 1969 г. во время перегоночного
полета самолет разрушился в воздухе и упал в Берингов пролив, унеся с собой весь экипаж - 19 человек; ни обломков, ни трупов так и не нашли. По поводу гибели самолета
строили разные догадки; была даже версия, что его сбила зенитной ракетой советская подводная лодка, а затем подобрала обломки и ушла. Но в конечном итоге пришли к выводу,
что причиной катастрофы явилось усталостное разрушение фюзеляжа, ослабленного вырезом под РЛСБО.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RС-135E |
Размах крыла, м |
39.88 |
Длина самолета,м |
39.20 |
Высота самолета,м |
12.70 |
Площадь крыла,м2 |
226.03 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
49000 |
максимальная взлетная |
136000 |
Тип двигателя |
4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9 |
Тяга, кН |
4 x 80.07 |
Максимальная скорость, км/ч |
980 |
Крейсерская скорость, км/ч |
860 |
Практическая дальность, км |
8600 |
Радиус действия, км |
4308 |
Практический потолок, м |
12375 |
Экипаж, чел |
19 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
RC-135E
6th SW USAF (c) Jennings Heilig |
|
Уголок неба. 2009
|