Все предыдущие варианты RC-135 служили в основном для радиотехнической разведки, но на вооружении 6-го СК стояли также самолеты
телеметрической разведки и фоторазведки RC-135S. Назначением их было слежение за испытаниями советских МБР. Они сменили стоявшие на вооружении с 1958 г. три самолета
ЕВ-47Е(ТТ), которым был присущ серьезный недостаток - они не могли фотографировать цели и измерять их траектории.
Существовало четыре экземпляра RC-135S. Как и в случае с KC-135R, все четыре были разными и постоянно переделывались, чтобы
поспеть за развитием советской ракетной техники. Единственной постоянной приметой был "шнобель" с метеорадаром и системой разведки связи AN/AMQ-15. Первый экземпляр, борт
59-1491, был переделан из летающей лаборатории JKC-135A. Сначала самолет был известен под прозвищем "Нэнси Рэй", потом "Уонда Белл" (Wanda Belle - красотка Ванда) и,
наконец, получил кодовое название "Ривет Болл" (шар с заклепками). Этот самолет первоначально участвовал в программе "Джиг Тайм" (время танцевать джигу) вместе с
разведчиками RC-135D; отсюда встречающееся в печати ошибочное утверждение, что этот самолет был переделанным RC-135D. С правого борта перед крылом находились три
расположенные друг над другом большие горизонтальные антенны-диполя на широких трапециевидных пилонах, которые служили для перехвата данных телеметрии, посылаемых ракетой.
Еще одна такая антенна крепилась на грузовой двери. Также справа, немного отступя от носовой стойки шасси, располагались в ряд К) больших круглых окон, тянувшихся до
середины центроплана. Эти окна, придававшие самолету сходство с авиалайнером, были главной "особой приметой" RC-135S и служили для траекторных измерений, фото- и киносъемки
боеголовок ракет, входящих в атмосферу.
Над центропланом имелся блистер, где сидел наводчик и вручную наводил фото- и киноаппаратуру на боеголовки с помощью
оптического прицела. Как только цель захватывалась, слежение брала на себя автоматика. Во избежание бликов, могущих "ослепить" аппаратуру, верх правого полукрыла и
внутренние части мотогондол правых двигателей окрашивались в черный цвет, а вокруг блистера наводчика был нарисован большой черный круг. Кроме того, под фюзеляжем сразу за
носовой стойкой шасси располагался каплеобразный радиопрозрачный обтекатель, сбоку - квадратное окно и три радиопрозрачные панели неправильной формы, а справа у корневой
части киля - каплеобразный обтекатель поменьше. На киле за вмонтированной в переднюю кромку антенной имелись две квадратные радиопрозрачные панели. Самолет был поставлен
4157-му СК 1 марта 1963 г. 13 января 1969 г. он потерпел аварию на авиабазе Шимиа, расположенной на одноименном острове - одном из Алеутских островов вблизи советской
границы. Пилоты не смогли остановить машину на обледенелой полосе (двигатели J57 не имели реверса тяги), и RC-135S, "спикировав" по крутой насыпи, разрушился. Никто не
пострадал, но самолет восстановлению не подлежал - фюзеляж разломился пополам.
Два следующих RC-135S были спешно переделаны фирмой "И-Системз" из летающих лабораторий NC-135B, когда разбился RC-135E и
следить за испытаниями советских ракет стало нечем. Эти машины сильно отличались от первого экземпляра, а потому имели иное кодовое название - "Кобра Болл" (клубок
кобр). Учтя печальный опыт с бортом 59-1491, за основу взяли машины, оснащенные двигателями с реверсом тяги. В отличие от некрашеного первого экземпляра, эти самолеты имели
серо-белую окраску. Первый "гадюшник", "Кобра Болл I" (борт 61-2663), был поставлен 24 октября 1969 г. В исходном варианте имел справа два диполя (средний и нижний, если
сравнивать с первым RC-135S) и три больших круглых окна, причем переднее было закрыто сдвижной крышкой. За ними размещались спектрометр и две системы фотоаппаратов и
оптических датчиков. В хвостовой части фюзеляжа находилась фотолаборатория, позволявшая проявлять пленку прямо в полете. Под фюзеляжем спереди были три штыревые антенны,
сзади - лепестковая антенна, а по бокам хвостовой части - каплеобразные обтекатели с плоскими бортами по типу RC-135M. Киль не окрашивался, и потому за антенной, врезанной
в переднюю кромку, хорошо просматривались три квадратные радиопрозрачные панели. Позже оба диполя сняли, а на месте нижнего (под первым и вторым окнами) появился "зализанный"
спереди и сзади коробчатый обтекатель. Еще позже его тоже сняли, а вместо него справа за носовой стойкой шасси установили большой квадратный радиопрозрачный "короб" с
антеннами. От него тянулись назад до передней кромки крыла три большие шлейфовые антенны; нижняя антенна был чуть короче остальных. Антенны служили для перехвата сигналов
телеметрии.
Крышку на первом окне сняли, позади второго окна прорезали еще одно (1+2+1); над двумя средними окнами и под корневой частью
правого полукрыла крепились еще две короткие шлейфовые антенны. В первом окне размещалась система слежения среднего инфракрасного диапазона MIRA, разработанная фирмой "Текстрон",
в двух средних - оптическая система слежения и видеозаписи изображения в реальном времени, а в последнем - телескоп с фокусным расстоянием 300 мм, позволявший отслеживать и
фотографировать малоразмерные цели. Сверху перед двумя средними окнами появился один диполь. Дальше назад размещались три небольших каплеобразных выступа (два над
центропланом, один за крылом) и две антенны спутниковой связи в виде этаких грибков. На правом полукрыле была смонтирована направленная вперед УКВ-антенна. В таком виде
самолет летал как минимум до начала 1993 г.; по некоторым источникам, программа, в которой он применялся, называлась "Бернинг Стар" (горящая звезда).
Третий RC-135S, он же "Кобра Болл II" (борт 61-2664), первоначально тоже имел два диполя, но расположенных по-другому (верхний
и нижний); вместо среднего диполя стоял короткий обтекатель, сильно сплюснутый с боков. Окон было три, как на предыдущей машине, но крышка на первом окне отсутствовала.
Между вторым и третьим окнами располагались друг под другом четыре коротких шлейфовых антенны, расположенных друг под другом, по бокам хвостовой части - обтекатели по типу
RC-135M, а над ними - каплеобразные выступы, как у первой машины. Позже на месте нижнего диполя (под первым и вторым окнами) появился "зализанный" спереди и сзади
коробчатый обтекатель по типу экземпляра 61-2663, а сверху фюзеляжа - два маленьких каплеобразных выступа. 15 марта 1981 г. борт 61-2664 потерпел катастрофу на авиабазе
Шимиа при посадке в сложных метеоусловиях. Погиб весь экипаж. Программа слежения за испытаниями МБР оказалась под угрозой - а ну как единственный оставшийся RC-135S
сломается? На замену разбившейся машине был срочно переделан C-135B 61-2662. Внешний вид и состав оборудования этого экземпляра, именуемого "Кобра Болл III", соответствуют
позднейшему варианту "гадюшника-1". Судите сами, какое значение придавали программе "Бернинг Стар", если документы на переделку нового RC-135S подготовили всего за две
недели и дали на подпись президенту Рональду Рейгану - невзирая на то, что последний в то время лежал в больнице после неудавшегося покушения.
В начале 2000-х
годов в состав системы входили три самолета, имеющие обозначение
RC-135S (бортовые номера 61-2662, 61-2663 и 62-4128). Последний был принят на
вооружение в 1999 году. Он создан на базе самолета RC-135X "Кобра Ай" (Cobra Eye),
ранее использовавшегося для обеспечения летных испытаний американских
баллистических ракет. Летательный аппарат прошел модернизацию по программе
"Кобра Болл-2" и на сегодяшний день, по мнению зарубежных военных специалистов,
в нем воплощены последние достижения американских ученых и разработчиков в
данной области. Размещение уникального оборудования на самолетах системы "Кобра Болл" обусловило
их внешние отличительные признаки от других модификаций RC-135. В частности, с
правого борта на них имеются четыре увеличенных иллюминатора, предназначенные
для ведения оптоэлектронной разведки. На самолете, прошедшем модификацию по
программе "Кобра Болл-2", такие же иллюминаторы расположены и с левого борта. На
первых самолетах, используемых в системе разведки летных испытаний ракет, в
целях снижения помех (блики и т. д.) разведывательной аппаратуре, работающей в
видимом и инфракрасном диапазонах частот, правые плоскость крыла и гондолы
двигателей были окрашены в черный цвет. Впоследствии, при использовании более
совершенной аппаратуры необходимость в такой окраске отпала, но внешний
отличительный признак стал уже традиционным для этих машин и было решено
сохранить его (рис. 1). Техническая система разведки летных испытаний ракет, установленная на самолете,
имеет в своем составе три подсистемы: оптоэлектронной разведки; радио- и
радиотехнической разведки; радиосвязи и передачи разведывательных данных. Расчет
специалистов-операторов, ведущих наблюдение и осуществляющих анализ полученных
данных, составляет от 17 до 24 человек. Подсистема оптоэлектронной разведки содержит аппаратуру панорамного
надгоризонтного обзора (поиска), а также сопровождения и распознавания. Аппаратура панорамного обзора входит в состав комплекса MIRA (Mediumwave
InfraRed Array) и представляет собой два опто-электронных устройства, с помощью
которых осуществляются панорамный обзор излучений в среднем участке
инфракрасного (ИК) диапазона. В каждом из них имеется шесть камер,
ориентированных таким образом, что суммарное их поле зрения образует
азимутальный сектор обзора около 180°. Аппаратура сопровождения и распознавания включает два оптоэлектронных комплекса:
ROTS (Real time OpTical System) и LATS (Large Aperture Tracking System). Первый,
состоящий из восьми датчиков захвата и пяти датчиков сопровождения, осуществляет
съемку в видимом диапазоне спектра. Второй комплекс, в который входит оптический
телескоп с фокусным расстоянием 30,5 см, позволяет обнаруживать и выделять
малоразмерные цели. Система "Кобра Болл-2", размещенная на модернизированном самолете RC-135X,
оснащена усовершенствованным комплексом MIRA. Он спроектирован лабораторией им.
Линкольна Массачусетского технологического института и осуществляет
одновременный панорамный обзор в трех участках ИК диапазона. В состав комплекса,
помимо аппаратуры панорамного обзора, входят ИК телескоп и поворотный механизм с
цифровым управлением для точного наведения телескопа на объекты наблюдения.
Комплекс производит точные калиброванные спектральные и радиометрические
измерения одновременно в трех участках ИК диапазона, определяя местоположение
объекта, его температуру, яркость и ширину спектра излучения. Кроме того, за
счет модернизации конструкции самолета обеспечивается возможность осуществлять
наблюдение и сопровождение целей не только с правого, но и с левого борта (на
самолетах RC-135S эта возможность отсутствует). Повышению эффективности нового
комплекса системы (рис. 2), по мнению американских специалистов, должно
способствовать и то, что в нем используются датчики, имеющие повышенные точность
определения направления и разрешающую способность (в среднем на 15 проц. по
сравнению с существующими аналогами). Подсистема радио- и радиотехнической разведки включает автоматизированный
комплекс разведки телеметрии ATS (Advanced Telemetry System), станции
радиоразведки и пеленгования средств радиолокации и радиосвязи, комплект средств
индивидуальной защиты самолета. ATS обеспечивает автоматические просмотр
участков диапазона частот, используемых для передачи данных телеметрических
измерений, и запись в цифровом виде всех выявленных сигналов для последующего
детального анализа. Возможности станций радиоразведки и пеленгования,
предположительно, аналогичны тем, что установлены на самолетах электронной войны
RC-135V и W "Ривет Джойнт" (Rivet Joint). Они могут обеспечить определение
координат и характеристик радиоэлектронных средств противника в диапазоне частот
20 - 40 000 МГц на дальностях до 600 км, ведение радиоразведки в диапазоне 20 -
1 200 МГц (перехват радиообмена между самолетами и наземными пунктами
управления). Как отмечают зарубежные эксперты, на одном из постов операторы
осуществляют одновременный перехват сигналов от находящейся в полете ракеты, а
на другом - производят мониторинг излучений от наземных радиолокационных станций
сопровождения и определение их местонахождения. В состав комплекта средств
индивидуальной защиты, предназначенного для оценки степени угрозы самолету в
районе выполнения задания, входят станции предупреждения об облучении и
устройства отображения радиоэлектронной обстановки. Подсистема радиосвязи и передачи разведывательных данных включает аппаратуру,
обеспечивающую прием сообщений от тактической системы циркулярной передачи
разведывательной информации TIBS (Tactical Information Broadcast Service) и обмен данными в объединенной системе связи и распределения данных JTIDS (Joint
Tactical Information Distribution System). По каналам системы TIBS производится
прием текущей разведывательной информации как от верховного национального
командования, так и командования на ТВД. Использование аппаратуры системы JTIDS
обеспечивает закрытый обмен разведывательной информацией с командованием и
взаимодействующими силами в масштабе времени, близком к реальному. В настоящее время, по оценкам американских специалистов, бортовая система
разведки "Кобра Болл" обеспечивает уверенное обнаружение и сопровождение ракет
на участках траектории протяженностью 450 - 500 км, определение с высокой
точностью момента отсечки тяги (выключения) ракетного двигателя, расчет точек
старта (с ошибкой, не превышающей 100 м) и падения. В результате последующей
(послеполетной) обработки и анализа полученных сведений производится оценка
многих важных характеристик испытываемых ракет. Так, посредством анализа
спектральных составляющих излучения плазмы, образующейся при входе боеголовки в
плотные слои атмосферы, определяется материал ее оболочки, а по результатам
анализа данных сопровождения оцениваются скорость полета и параметры маневра
боеголовки при преодолении системы ПРО. В ближайшие годы командование ВВС США планирует провести модернизацию остальных
самолетов RC-135S по программе "Кобра Болл-2" для обеспечения возможности
ведения оптоэлектронной разведки с двух бортов. Кроме того, оно намерено
разработать и дооснастить все самолеты системы "Кобра Болл" бортовой
многофункциональной радиолокационной станцией с синтезированием апертуры,
которая обеспечит повышение эффективности ведения разведки - обнаружения пусков
и отслеживания траекторий полета баллистических целей в условиях высокой
облачности.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RС-135S |
Размах крыла, м |
39.88 |
Длина самолета,м |
39.20 |
Высота самолета,м |
12.70 |
Площадь крыла,м2 |
226.03 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
49000 |
нормальная взлетная |
124900 |
Тип двигателя |
4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9 |
Тяга, кН |
4 x 80.07 |
Максимальная скорость, км/ч |
970 |
Крейсерская скорость, км/ч |
860 |
Перегоночная дальность, км |
11000 |
Практическая дальность, км |
8600 |
Радиус действия, км |
4308 |
Продолжительность патрулирования, ч |
30 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
6 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
RC-135S
Cobra Ball II
55th RW USAF |
|
Уголок неба. 2020
|