Идея разведывательной версии "Хорнета" появилась вскоре после начала его эксплуатации. McDonnell Douglas предложила флоту одноместный вариант, в котором вместо пушки в
носовой части монтировался контейнер, включавший два аэрофотоаппарата и ИК-станцию линейного сканирования. Самолет получил обозначение F/A-18(R). Первая такая
машина, переоборудованная из первого опытного YF-18, поднялась в воздух 15 августа 1984 г. Испытания "разведывательного носа" продолжились на самолете N161214, когда первый понадобился NASA для исследований.
Флот к данному варианту отнесся прохладно, т.к. возможности нового разведчика сильно проигрывали уже имевшемуся F-14 с разведконтейнером TARPS. Однако McDonnell
Douglas на
всякий случай (чего в жизни не бывает?) самостоятельно предусмотрела на "Хорнетах" вариантов "С/D" возможность быстрой замены пушки на разведаппаратуру. Как
потом оказалось, не зря.
Следующей попыткой наделить F/A-18 разведывательными функциями стал вариант RF-18D, разработанный по заказу КПМ. В этом "ведомстве" на подходе к списанию были
ветераны вьетнамской войны RF-4B "Фантом", и альтернативы им не просматривалось. В качестве "сборщика" информации на RF-18D предполагалось использовать
всепогодную РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой AN/UPD-4, контейнер с которой подвешивался на центральном подфюзеляжном пилоне. Во второй кабине
размещался оператор, который обрабатывал получаемые данные, а для транслирования их на землю служила линия передачи данных в масштабе времени, близком к
реальному. Станция проходила испытания с 1986 г. и планировалась к поставке (в составе RF-18D) с 1990 г. Но падающим "железным занавесом" эту программу накрыло.
В итоге, после снятия с вооружения RF-4B морпехи оставались без собственных "глаз и ушей".
Выручить могла программа разработки разведконтейнера ATARS, которая велась в интересах ВВС и КМП с начала 1990-х гг. ВВС планировали оснащать таким контейнером
F-16, а КМП - F/A-18D. Сокращение военного бюджета вынудило ВВС отказаться от этой затеи, и с января 1994 г. морская пехота взяла на себя функции основного
заказчика системы. Кроме того, КМП не устраивал контейнерный вариант, т.к. он сокращал и так небольшой радиус действия самолета.
Тогда-то и вспомнили о работах по F/A-18(R) и возможностях по трансформации носовой части "Хорнета". Вместо пушки в ней разместили два электроннооптических
датчика: LAEO для съемки с малых высот (60 - 900 м) и МАЕО - со средних (900 - 2000 м) - камеры KS-87B и KA-99, а также ИК-станцию
Honeywell AAD-5A. Первоначально полученные данные фиксировались на
магнитную ленту, и лишь в 2006 г. "видеомагнитофоны" были заменены современными накопителями информации. Кроме того, радар AN/APG-73 был адаптирован к решению
задач по картографированию местности с высоким разрешением, что вкупе с установленным оборудованием значительно расширило возможности по ведению разведки.
В ноябре 1995 г. McDonnell Douglas получила контракт стоимостью 69 млн. долларов на интеграцию ATARS с "Хорнетом", а к концу следующего года уже были оборудованы 4 машины,
которые первоначально использовались для испытаний. Всего же для КПМ было оборудовано 48 (по др. данным - 52) разведчиков, получивших обозначение F/A-18D(RC).
По части ATARS хочу внести ясность. Вопреки информации, широко распространенной во всемирной паутине, эта разведаппаратура не является контейнерной, хотя
изначально разрабатывалась таковой. Единственное, что "не вписывается" в обводы фюзеляжа "Хорнета", так это оборудование для передачи разведданных в реальном
масштабе времени. Вот оно-то и размещается в контейнере на центральном подфюзеляжном пилоне. Причем, комплектоваться этим контейнером самолеты стали значительно позже, чем самим разведоборудованием. Контейнеров, к слову, закупили меньше, чем самолетов-разведчиков: по имеющимся данным, были заказаны 24 комплекта и 7
наземных станций приема информации. Как правило, в каждой эскадрилье F/A-18D Корпуса морской пехоты имеются по 3 машины с разведоборудованием.
Пара разведчиков КПМ с системой ATARS привлекалась к выполнению задач в ходе "миротворческой" миссии в Югославии в 1999 г. По отзыву бригадного генерала Роберта
М. Флэнегана (Robert М. Flanagan), в то время - зам. командующего II экспедиционного корпуса КМП, ATARS продемонстрировал "прекрасные возможности". Правда, "...
мы не смогли использовать все полученные ATARS данные из-за высоких технологий системы. А также из-за того, что комплекс несовместим с некоторыми системами, с
которыми мы столкнулись в Европе. Тем не менее, это замечательный комплекс". Учитывая, что только в марте 2009 г. F/A-18D(RC) из эскадрильи VMFA(AW)-533 был
откомандирован в Морской центр оружия в Чайна Лейк для испытаний станции передачи данных, работы по ATARS сильно затянулись.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F/A-18(R) |
Размах крыла, м |
11.43 |
Длина самолета, м |
17.07 |
Высота самолета, м |
4,66 |
Площадь крыла, м2 |
37.16 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10455 |
макс. взлетная |
16650 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ General Electric F404-GE-400. |
Тяга, кН |
|
форсированная |
2 х 71.2 |
нефорсированная |
2 х 48.0 |
Максимальная скорость, км/ч: |
2000 |
Перегоночная дальность, км |
3700 |
Боевой радиус действия, км |
740 |
Практический потолок, м |
15240 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
Нормальная боевая нагрузка - 7710 кг на 9 узлов внешней подвески. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|