При начальной проработке предложения для конкурса на создание палубного истребителя-перехватчика, проводившегося ВМФ США, компанией McDonnell помимо "модели 98" была задумана разведывательная версия
"модель 98Р", представлявшая собой "модель 98", но с разведывательным оборудованием. Командование флота не проявило интереса к предложению по "модели 98Р", так как на тот момент задачи тактической разведки решались уже состоявшим на вооружении самолетом F8U-1P. Однако F8U-1P не мог осуществлять фоторазведку в ночных условиях, а ВВС США запланировали еще 1962 году создание варианта разведывательного RF-110A, который обладал возможностью действовать ночью. Поэтому через некоторое время ВМФ обратились в McDonnell, и в феврале 1963 года была достигнута договоренность о приобретении корпусом морской пехоты США первых 9 из 46 запланированных к постройке разведчиков “Model 98”, получивших обозначение RF-4B.
В ранней документации и предконтрактных соглашениях эти разведчики проходят под обозначением F4H-1P. Изменение обозначения на RF-4B произошло в
сентябре 1962 года, после введения единой системы обозначений.
Флотские разведчики RF-4B, как и более массовые самолеты ВВС RF-4C, не несли никакого вооружения. Истребительная носовая часть Носовая часть RF-4B отличалось от
"истребительного" носа F-4B с БРЛС. На RF-4B устанавливалась новая более длинная носовая часть, оснащенная различным разведывательным оборудованием. Бортовая РЛС AN/APQ-72 заменялась на моноимпульсную станцию переднего обзора AN/APQ-99, которая позволяла осуществлять полет в автоматическом режиме огибания местности, а так же осуществлять картографирование. В носовой части находилось три отсека с окнами для фотографической аппаратуры. Отсеки имели обозначения
"станция 1, 2 и 3" соответственно. На "станции 1" размещалась фотокамера вертикального или бокового обзора KS-87, "станция 2" могла быть оборудована низковысотной фотокамерой KA-87, а "станция 3" обычно оснащалась панорамными фотокамерами KA-55A или KA-91. Так же могли быть использованы более тяжелое оборудование, такое как камеры KS-91 и KS-127A. В отличие от варианта ВВС, у флотского разведчика фотокамеры устанавливались на подвижных установках, что позволяло пилоту осуществлять съемку объектов не находящихся на курсе полета.
Задняя кабина оборудовалась органами управления разведывательным оборудованием. Ручки управления самолетом не устанавливались. Для защиты от вражеских ракет в задней части фюзеляжа установили системы выброса ложных целей ALE-29A/B. Для подсветки объектов фотографирования ночью, могли быть использованы специальные кассеты.
В по бокам нижней части носа были размещены антенны РЛС бокового обзора AN/APQ-102. Данная станция предназначалась для обнаружения и наблюдения за неподвижными и движущимися целями. За антеннами РЛС установили инфракрасную систему AN/AAD-4. В состав оборудования была введена система предупреждения обо облучении AN/APR-25/27 и
односторонняя система передачи данных ASW-25B, а так же система радиоэлектронного противодействия ALQ-126, приемник ARC-105 и инерциальная навигационная система ASN-48.
Силовая установка и фюзеляж первых 34 серийных RF-4B полностью была аналогична F-4B. Однако последние 12 самолетов были построены с широкими пневматиками и
"толстым" крылом F-4J.
Отснятая фотопленка и разведзаписи могли быть сброшены в капсуле с малой высоты, что позволяло довольно оперативно передавать информацию командованию.
Первый полет RF-4B состоялся 12 марта 1965 года. Поставки серийных машин начались в мае 1965 года и закончились в декабре 1970. Все 46 RF-4B были переданы в корпус морской пехоты. Первыми самолеты получила VMCJ-3,
базировавшаяся в Эль-Торо, а вскоре и VMCJ-2, авиабаза Черри Поинт и VMCJ-1, авиабаза Ивакуни в Японии.
Самолеты VMCJ-1 из Ивакуни в октябре 1966 года были перебазированы во Вьетнам на авиабазу Дананг. В ходе боевых действий было потеряно 3 RF-4B от огня МЗА и один самолет утерян в результате летного
происшествия.
В 1975 году была начата программа модернизации разведчиков RF-4B, получившая название "SURE" - "Sensor Update and Refurbishment Effort". В ходе программы осуществлялось укрепление элементов конструкции, а так же полная замена бортовой электросети. Самолеты оснащались ИНС для палубных самолетов AN/ASN-92 CAINS в замен ASN-48. Вместо РЛС бокового обзора AN/APQ-102A установили AN/APD-10B. Инфракрасную систему AN/AAD-4 заместила AN/AAD-5. Различные подвесные контейнеры систем РЭП заменила бортовая AN/ALQ-126/126B. Двигатели J79-GE-8 были заменены на J79-GE-10.
В том же, 1975 году, спустя два года после окончания боевых действий во Вьетнаме, все оставшиеся RF-4B были перегруппированы в новое подразделение VMFP-3, местом базирования которого стала авиабаза Эль-Торо. В 1990 году все самолеты RF-4B были сняты с вооружения, а VMFP-3 расформирована, на чем и закончилась история этих машин.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RF-4B |
Размах, м |
11,60 |
Длина, м |
17,70 |
Высота, м |
4,90 |
Площадь крыла, м2 |
49,20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
12651 |
максимальная взлетная |
19212 |
Тип двигателя |
2 ТРД General Electric J79-GE-8A/B |
Тяга нефорсированная, кН |
2 х 4943 (7711 кг на форсаже) |
Максимальная скорость , км/ч |
2391 |
Боевой радиус действия, км |
2592 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
12435 |
Практический потолок, м |
18897 |
Экипаж |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2006
|