Место падения американского самолета долго прочесывали специальные поисковые команды, собирая все, вплоть до мельчайших частиц сбитой машины. Обломки разведчика сначала досконально изучались специалистами на аэродроме Государственного краснознаменного научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС) в Чкаловской. Самое интересное оборудование отправлялось в различные НИИ
и ОКБ, и лишь агрегаты планера некоторое время экспонировались на выставке в московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Но вскоре и они куда-то исчезли. Впрочем, публике
безразлично, куда отправили обломки - в металлолом или в музей. В действительности же произошло следующее. Все останки планера секретнейшей машины США тщательно рассортировали и отправили в Таганрог,
в ОКБ-49, возглавляемое Г.М.Бериевым.
Первыми же, кто начал глубокое изучение трофейной техники, были двигателисты. 28 июня вышло постановление Совмина № 702-288 о воспроизведении двигателя Пратт-Уитни
J75-P-13. Копирование двигателя под обозначением РД-16-75 велось в Казани, в ОКБ-16 под руководством П.Зубца. Газогенератор американского ТРД оказался довольно удачным, и на его базе было предложено
разработать двигатель для тяжелых машин, в том числе и для Ту-104, вместо РД-3М. Самолет по своему разведывательному оборудованию, обеспечивающему сбор значительного объема информации, по совокупности
большой высоты и дальности полета при сравнительно малом весе, по заключению ГКНИИ ВВС, представлял большой интерес для ВВС.
Спустя два месяца, 23 августа, с учетом предложений Министерства обороны и Госкомитета по авиационной технике, вышло постановление Совмина № 918-383 "О воспроизведении
самолета-разведчика Локхид У-2 по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета". Советский аналог получил обозначение С-13. Главной целью этой работы стало всестороннее изучение
конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей самолета У-2, а также освоение элементов конструкции, материалов и оборудования для применения в отечественном самолетостроении.
Основным подрядчиком работ было ОКБ-49. Десятки смежников с трудом поспевали за темпом, взятым коллективом Г.М.Бериева, ведь правительство установило очень жесткий срок.
В I квартале 1962-го первые две машины требовалось предъявить на совместные летные испытания Министерства обороны и авиационной промышленности. Всего же заводам № 49 и № 86 предписывалось выпустить
пять экземпляров С-13.
Менее чем за два года надо было воспроизвести и испытать катапультируемое кресло, спасательный парашют, высотный костюм и комбинезон летчика, топливо и масло двигателя,
радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование, средства радио- и фоторазведки, т. е. всю "начинку", без которой функционирование самолета невозможно.
По результатам летных испытаний предполагалось рассмотреть вопрос о возможности применения С-13 для зондирования атмосферы, уничтожения дрейфующих аэростатов противника
и других воздушных целей. При этом все самолеты планировалось оснастить аэрофотоаппаратами "73-13"(АФА-60).
В начале 1961-го выявилась тенденция увеличения веса самолета. Например, масса шасси возросла со 100 до 150 кг, станция радиоразведки потяжелела на 10 кг, стремительно
"наливались тяжестью" другие системы и агрегаты. Увы, наша тогдашняя культура производства не позволяла выдержать американские весовые нормы. К 1 апреля 1961 г. был готов металлический макет фюзеляжа,
укомплектованный макетным оборудованием, а к 1 июля закончили выпуск рабочих чертежей самолета.
Для сокращения сроков доводочных работ выпустили и сдали в производство рабочие чертежи и техническую документацию на стенды наземной и летной (на лаборатории Ту-16),
отработки двигателя РД-16-75, гидросистем и механизмов управления закрылками, тормозными щитками и шасси, на стенд физического моделирования системы "автопилот - самолет" и многое другое. Было
выполнено множество продувок моделей самолета в аэродинамических трубах ЦАГИ, показавшие исключительно высокие, аэродинамические характеристики. Достаточно отметить, что максимальное значение
аэродинамического качества достигало 25.
Все шло в соответствии с планом, но 12 мая 1962-го внезапно появилось очередное и последнее постановление Совмина № 440-191 о прекращении работ по самолету С-13.
Американский разведчик Локхид У-2 в русском исполнении так и не появился в небе СССР. Но, несмотря на это, отечественная авиапромышленность приобрела определенный опыт, освоив новые материалы,
технологические процессы и технические решения, воплощенные впоследствии в современных летательных аппаратах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
С-13 |
Размах крыла, м |
24.50 |
Длина самолета,м |
15.24 |
Высота самолета,м |
4.57 |
Площадь крыла,м2 |
55.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6600 |
максимальная взлетная |
11800 |
Тип двигателя |
1 ТРД РД-16-75 |
Тяга, кН |
1 х 75 |
Максимальная скорость, км/ч |
840 |
Практическая дальность, км |
4500 |
Практический потолок, м |
21000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|