Базовой модификацией Tornado должен
был стать ударный вариант, однако в перспективе рассматривался и вариант
тактического разведчика. Наряду с оснащением базовой модификации подвесными
разведывательными контейнерами были созданы и две специализированные
разведывательные модификации - GR.Mk 1А и ЕКА.
Западногерманский ЕКА создавался на замену RF-4E Phantom II и RF-104G
Starfighter. Более известный по его английскому обозначению ECR (Electronic
Combat and Reconnaissance), самолет мог использоваться и для решения ударных
задач. И хотя последние Tornado IDS уже получили возможность применять УР
"воздух - РЛС" AGM-88 HARM, самолеты модификации ECR могли более эффективно
обнаруживать РЛС ПВО противника, обеспечивая их гарантированное поражение.
Компания "Texas Instruments" разработала для разведывательной модификации
систему точного определения источника излучения (ELS): размещенные в наплыве
крыла и в передней части фюзеляжа антенны транслировали данные об облучении РЛС
противника в бортовую ЭВМ, где на основе их анализа осуществлялись классификация
и определение координат РЛС, а конечная информация выводилась на дисплей в
задней кабине.
Tornado ECR также получил ИК-систему IIS (Imaging Infrared System) производства
"Honeywell/Sondertechnik", включавшую ИК-станцию AAD-5 с большим углом обзора,
расположенную в подфюзеляжном обтекателе в носовой части машины, что потребовало
демонтировать 27-мм пушку Mauser.
Кроме того, на самолете была установлена ИК-станция переднего обзора "Carl Zeiss",
монтировавшаяся на подвижной платформе в носовой части фюзеляжа, с правой нижней
его стороны. Станция использовалась преимущественно для ночных полетов на малых
высотах или в плохих метеоусловиях - изображения с камеры транслировались на
индикатор на лобовом стекле пилота или на дисплеи в передней и задней кабинах.
В роли самолета радиотехнической разведки ECR бортовая аппаратура позволяла
сводить информацию от ИК-станций и системы точного определения источника
излучения на особую геоинформационную карту. Информация от одной из систем, либо
же от всех них посредством интерфейса ODIN (Operation Data INterface)
передавалась на наземные станции управления.
В качестве опытных самолетов по программе ECR компания DASA (ныне "EADS Military
Air Systems") использовала два переоборудованных Tornado IDS. Первый, 98+03, был
последним предсерийным Tornado. На нем не было ИК-си-стемы IIS, но стояла
система ELS. Первый полет в новом оснащении самолет совершил 18 августа 1988
года. Следом, 30 ноября, совершил полет второй самолет, 98+79, переоборудованный
из принадлежавшего Люфтваффе Tornado IDS и уже имевший на борту всю необходимую
разведывательную аппаратуру.
Еще до начала испытаний Люфтваффе заказали 35 самолетов Tornado ECR, которые
должны были поступить в рамках 7-й производственной серии и отличались цифровой
шиной данных Mil Std 1553, шиной обмена данными СУВ Mil Std 1760, двигателями
RB.199 Mk 105. и новым бортовым компьютером 128 К. Основным средством поражения
вражеских РЛС системы ПВО для Tornado ECR стала УР AGM-88 HARM (самолет может
нести до четырех ракет - две под фюзеляжем, и по одной - на внутренних
подкрыльевых узлах подвески). Теоретически возможно применение УР AGM-65
Maverick, но на практике такой вариант не получил распространения.
Первый серийный самолет, 46+23, поднялся в воздух 26 октября 1989 года в
Манхинге и в мае 1990 года его передали испытательному центру WTD 61 Люфтваффе,
а 21 мая были начаты поставки новых самолетов в только что созданную 38-ю
истребительно-бомбардировочную эскадру, дислоцированную в Йевере и
использовавшуюся для подготовки летчиков. В апреле 1991 года формирование
эскадры было завершено, после чего самолеты стали поступать в строевую часть -
32-ю истребительно-бомбардировочную эскадру в Лехфельде. Последний ECR передан
заказчику в октябре 1994 года, а в начале того же года учебное подразделение
было расформировано - Tornado ECR остались только в 32-й эскадре.
Задержки с доработкой и поставками системы ELS привели к тому, что ее получили
только пять самолетов - на остальных из новых систем стояли лишь ИК-станция
переднего обзора, ИК-система IIS и интерфейс ODIN, а применение оружия по РЛС
противника осуществлялось при помощи стандартной системы радиолокационного
наведения и предупреждения (RHAWS). Первый серийный самолет с системой точного
определения источника излучения поступил в войска только 8 февраля 1993 года.
Однако в ходе эксплуатации в Люфтваффе выявилась низкая эффективность Tornado
ECR как самолета разведки. Возникала масса проблем с ИК-системой IIS, и вскоре
было принято решение снять ее со всех машин. Аналогичная система была включена в
состав аппаратуры подвесного контейнера, который применялся на использовавшихся
в роли разведчиков Tornado IDS, тогда как Tornado ECR стали применяться только
для подавления ПВО противника.
Самолеты Tornado ECR входили в состав 1 -й боевой эскадры Люфтваффе,
дислоцированной в Пья-ченце - первой "боевой" командировки немецких военных
после 1945 года. С августа 1995 года эти самолеты участвовали в операции "Deliberate
Force" в небе бывшей Югославии, а в 1999 году - в операции "Allied Force" в
Косово.
После успешного применения Tornado в операции "Буря в пустыне" Командование
итальянских ВВС решило принять на вооружение самолет, специально предназначенный
для подавления системы ПВО противника. Итальянцы остановили свой выбор на
Tornado и вскоре 20 самолетов варианта IDS были модернизированы, получив
возможность применять УР AGM-88 HARM. Одновременно было решено закупить партию
самолетов Tornado ECR.
16 итальянских IT-ECR представляли собой модернизированные IDS, а потому
сохранили двигатели Mk 103. В целом они были схожи с немецкими машинами, но
имели значительную часть БРЭО итальянского производства, включая систему ELS
компании "Elettronica" и прочее. Первый модернизированный самолет, ММ7079,
поднялся в воздух в июле 1992 года, а в феврале 1998 года поступил на вооружение
155-й группы 50-го авиаполка в Пьяченце.