Параллельно с созданием
постановщика активных помех Ту-16СПС в ОКБ-156
разрабатывался постановщик пассивных
помех, получивший обозначение Ту-16 "Елка".
Во всю длину его грузоотсека располагались
7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В
створках отсека имелись вырезы (на левой -
три, на правой - четыре) для выводных
горловин автоматов. В незанятом объеме
отсека можно было подвешивать бомбовое
вооружение. Кроме того, на Ту-16 "Елка"
устанавливалась помеховая станция СПС-4 "Модуляция",
ее обтекатель каплевидной формы крепился
перед грузоотсеком При снятии АСО-16
самолет превращался в полноценный
бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой
модификации в дополнение к семи АСО-16 стали
устанавливать два автомата АПП-22. В этом
случае места для размещения бомб уже не
оставалось.
В 1957 г. завод No.1 выпустил 42 серийных Ту-16 "Елка"
с системой дозаправки топливом в полете,
еще 10 машин в том же году сдал ВВС завод No.64
Кроме того, 19 бомбардировщиков завода No.22
были переоборудованы в этот вариант (все
они имели систему дозаправки). Таким
образом, в общей сложности ВВС получили 71
постановщик помех этой модификации. В
дальнейшем самолеты Ту-16 "Елка"
неоднократно модернизировались и
дорабатывались, постепенно приближаясь по
характеристикам к Ту-16П, становясь
комбинированными постановщиками активных
и пассивных помех.
Еще один вариант постановщика пассивных
помех, получивший обозначение Ту-16Е или
изделие "НЕ" (в частях эту модификацию
также часто называли "Елка"), по составу помехового оборудования был близок к Ту-16Р.
Так же, как и на разведчике, на нем в задней
части грузоотсека устанавливалась кабина
спецоператора и одна из станций СПС-1, СПС-2
или СПС-2К "Пион". Там же устанавливались
два блока AGO-16. В передней части отсека
сохранялись бомбодержатели, но со временем
место бомб заняли дополнительные АСО-16,
ставились также два автомата АПП-22. С 1957 г. в
течение трех лет на заводе No.1 был выпущен 51
Ту-16Е. Еще 38 машин в 1958 г. выпустил завод No.22,
все с системой дозаправки топливом в
воздухе. Внешне Ту-16Е отличались от Ту-16 "Елка"
вырезами в створках грузоотсека под
входной люк кабины оператора.
В грузоотсеках некоторых Ту-16 "Елка" и Ту-16Е
установили станции СПС-61, СПС-62 , СПС-63, СПС-64,
СПС-65 или СПС-66, которые объединялись общим
названием "Азалия". В экипаж самолета,
получившего обозначение Ту-16Е "Азалия", спецоператор не входил. На машинах с СПС-61,
СПС-62 и СПС-63 устанавливались также станции
СПС-6 "Лось", а на самолетах с СПС-64, СПС-65 и
СПС-66 - станции СПС-5 "Фасоль". В незанятой
части грузоотсека подвешивались бомбы или
автоматы АСО-16 и АПП-22. На Ту-16 "Елка"
антенна "Азалии" располагалась в передней
части грузоотсека, а на Ту-16Е - на месте
входного люка демонтированной подвесной
гермокабины. На большинстве самолетов Ту-16Е
"Азалия" вместо ДК-7 устанавливался
хвостовой обтекатель.
В некоторых Ту-16 "Елка" и Ту-16Е "Азалия"
устанавливались также станции постановки
активных помех СПС-1 ООА и СПС-100М, на части
машин устанавливалась система оповещения
об облучении СПО-15 "Береза". В конце 1970-х гг.
на этих постановщиках помех начали
размещать станции СПС-151, СПС-152 или . СПС-153
из комплекта "Сирень". В эксплуатации
машины постоянно дорабатывались как по
составу оборудования, так и по самолетным
системам. Несколько Ту-16Е было
переоборудовано в вариант Ту-16ER на котором
вместо станции СПС-2 установили станции
радиотехнической разведки СРС-1.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16Е |
Размах крыльев, м |
33.00 |
Длина, м |
35.20 |
Высота, м |
10.40 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37200 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Максимальная скорость, км/ч |
1050 |
Крейсерская скорость, км/ч |
780 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Боевой радиус действия, км |
3100 |
Практический потолок, м |
12200 |
Экипаж, чел |
7 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|