Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система
"Букет", которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему
"Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс
"Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н"). Самолеты, оборудованные системой
"Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П
"Букет" или Ту-16 "Букет"). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км. Для своего времени
"Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время
"Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками
"Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие
"Букет" переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков
"Букета", закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места. Начиная с 1962 г., системой
"Букет" было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16
"Елка", а также некоторые другие модификации самолета. Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы
"Букет" чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому
"Букет" в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой
"Фикус". Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами
No.34 и No.45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П
No.1882409 и No.1883117. На одну из серийных куйбышевских машин (No.1882106) планировали установить опытную аппаратуру
"Силикат", комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г Несколько позднее вместо
"Силиката" на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех
"Фонарь", однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П
No.5202907 оборудовали станцией СПС-100 "Резеда-АК". С самолета сняли прицел
"Аргон" и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3
"Сирена-3". В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 г., некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120
"Кактус", блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе. В течение 1970-80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта
"Сирень". Блоки станций "Сирень" располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа. 21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина
No.832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса
"воздух-воздух" К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59
"Автострада-1". После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П
No.8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы
"Пилон", включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией "Букет" и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16П |
Размах крыльев, м |
33.00 |
Длина, м |
35.20 |
Высота, м |
10.40 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37200 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 х ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Максимальная скорость, км/ч |
1050 |
Крейсерская скорость, км/ч |
780 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Боевой радиус действия, км |
3100 |
Практический потолок, м |
12200 |
Экипаж, чел |
9 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|