Станции постановки активных радиопомех СПС-1 и
СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в
1950-е гг., предназначались для групповой
защиты летящих в строю ударных машин от
РЛС, разработанных в сороковые годы, и
обладали сравнительно невысокими
характеристиками - недостаточной
мощностью излучения, большими
габаритами и весом. Для их применения
требовался еще один член экипажа -
оператор спецаппаратуры, который должен
был вначале обнаружить работающий радар,
определить его частоту, после чего
настроить на нее передатчик помех. Для
этого, даже при хорошей подготовке,
оператору требовалось примерно 3 минуты.
За это время, особенно при полетах на
малых высотах, самолет успевал
проскочить зону, из которой мощность
бортовой аппаратуры позволяла подавить
данную РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не
обеспечивали эффективного подавления
многоканальных и перестраиваемых
станций.
Тем не менее, завод №1 в 1955-57 гг.
выпустил 42 Ту-16, оборудованных СПС-1, и 102 -
с СПС-2, из них четыре - заправляемых
топливом в полете. Как и на Ту-16Р, в
задней части грузоотсека этих машин
устанавливалась герметичная съемная
кабина спецоператора. В передней части
грузоотсека можно было подвешивать
бомбовое вооружение. Две антенны
станции СПС-2, закрытые каплевидными
обтекателями, размещались в нижней
части фюзеляжа перед и за грузоотсеком.
Штыревые антенны СПС-1 могли размещаться
в двух местах: сверху фюзеляжа (за
блистером штурмана-оператора) или снизу
фюзеляжа (перед грузоотсеком). Эти
варианты Ту-16 получили обозначение Ту-16СПС,
иногда их называли Ту-16П. Первоначально
Ту-16СПС не оснащались автоматами сброса
отражателей АСО-16, и отсутствие их
выводных горловин на створках бомбового
отсека являлось внешним отличительным
признаком от последующих Ту-16Е. Но позже
автоматы стали устанавливать на этот
тип самолета, и внешнее отличие исчезло.
В 1960-е гг. практически все находившиеся в
строю Ту-16СПС были оборудованы системой
постановки активных помех "Букет".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16СПС |
Размах крыльев, м |
33.00 |
Длина, м |
35.20 |
Высота, м |
10.40 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37200 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 х ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Максимальная скорость, км/ч |
1050 |
Крейсерская скорость, км/ч |
780 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Боевой радиус действия, км |
3100 |
Практический потолок, м |
12200 |
Экипаж, чел |
9 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|