Следующим после Ту-22РДК и Ту-22РМ стал проект модернизации самолетов Ту-22РД, появившийся в результате
работ по теме "Профиль". Учтя замечания, на нем использовали фотооборудование
современных образцов, а также новейшие станции радиолокационной,
радиотехнической и тепловой разведки, позволявшие выполнять разведку в любое
время суток в простых и сложных метеоусловиях. Прежние цельные створки грузового
отсека были упразднены, вместо них установили небольшие передние и задние
створки, разделенные посередине контейнером с разведывательной аппаратурой.
Бомбардировочного вооружения самолет нести не мог, являясь "чистым" разведчиком.
На самолете в дневном варианте устанавливалось следующее фотооборудование:
- АФА-42/100 для перспективной съемки (в переднем техотсеке с правого борта);
- АП-402для плановой панорамной съемки с малых высот (под передним техотсеко м);
- сдвоенный комплект АФА-54/100(75)-2МРдпя плановой двух- и четырехмаршрутной
съемки с больших и средних высот (в контейнере).
Ночной вариант включал в себя устанавливаемый в контейнере аэрофотоаппаратУА-47А
и четыре кассетных держателя осветительных фотопатронов СФП-2А для плановой
двухмаршрутной аэрофотосъемки с малых высот. Контейнер выполнялся
термостабилизированным по условиям работы прецизионного оборудования.
Варианты фотооборудования Ту-22РМ |
|
Дневной вариант 1 |
Дневной вариант 2 |
Дневной вариант 3 |
Дневной вариант4 |
Ночной |
Техотсек: |
|
|
|
|
|
АФА-42/100 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Контейнер: |
|
|
|
|
|
АФА-41 /20 |
1 |
1 |
1 |
1* |
1 |
АФА-42/20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Грузоотсек: |
|
|
|
|
|
АФА-42/100** |
- |
2 |
- |
- |
- |
АФА-40 |
|
- |
2 |
- |
- |
АФА-41/20*** |
- |
- |
- |
1 |
- |
НАФА-МК-75- |
- |
- |
- |
- |
2 |
* - фотоаппарат не задействован. |
** - на качающей фотоустановке. |
*** - на топографической авиационной установке ТАУ-4М. |
Для выполнения радиоразведки в переднем техотсеке разместили блоки станции общей
радиотехнической разведки СРС-13С "Тангаж" с антеннами на фюзеляже.
Разработанная в Куйбышевском КБ "Экран" СРС-13С работала в диапазоне волн
1,8-300 см и позволяла определять тип РЛС по несущей частоте и периоду
следования импульсов, а также их приблизительное местоположение, с записью
информации на магнитную ленту бортового регистратора.
В контейнере, кроме АФА, устанавливалась бортовая аппаратура инфракрасной
(тепловой) разведки 7Р "Осень" и радиолокационная станция бокового обзора М-202
"Шомпол". Система тепловой разведки типа "Осень" предназначалась для вскрытия
обстановки в ИК-спектре и получения тепловых карт местности с высоты 200 м и до
практического потолка, позволяя обнаруживать по тепловому излучению даже
замаскированные объекты (скажем, боевую технику с работающими моторами или
отапливаемые укрытия).
РЛС бокового обзора "Шомпол" обеспечивала разведку радиолокационно-контрастных
объектов, выделявшихся на фоне местности, просматриваемой слева и справа вдоль
маршрута полета. Система обладал более широким полем обзора с выносом вбок от 4
до 41 км и шириной полосы обзора 24 км. Разрешающая способность станции
составляла 7,5-10 м, позволяя обнаруживать движущиеся цели с их селекцией и
определением координат. Запись информации от систем инструментальной разведки
выполнялась на фотопленку и обрабатывалась после полета на земле в
фотооптической лаборатории.
В состав оборудования самолета, помимо прочего, вошли две командные радиостанции
Р-832М, связная радиостанция Р-847Т-ЭП с приемником Р-876Т-ЭО, аппаратура
засекречивания переговоров Т-817, система дальней навигации АДНС-4, ответчики
СРО-2П и СО-69, РЛС "Рубин-1 Л", сблокированная с запросчиком СРЗ-1П или СРЗ-1ДК
"Стыковка-3". Аппаратура дальней навигации АДНС-4 (А-711) с цифровым
преобразователем ПКЦ (А-713М) обеспечивала самолетовождение в рабочих зонах
РСДН-3, РСДН-10 и "Лоран-С" с выдачей штурману текущих географических и
ортодромических координат.
Для обеспечения работы нового разведывательного оборудования требовалось
тщательное соблюдение режимов полета. Особенно требовательной в этом отношении
являлась РЛС бокового обзора, для работы которой следовало выдерживать
прямолинейный полете углами крена не более ±5° и угла тангажа от нуля до ±10°.
Для удовлетворения этих требований на самолете обновили пилотажно-навигационную
аппаратуру, установив доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса
ДИСС-7 "Поиск", инерциальную курсовертикаль ИКВ-8 и радиовысотомер больших высот
РВ-22Б(А-063Б).
Доработали и средства радиоэлектронной борьбы, включавшие в себя станции СПС-151
МД-1 и СПС-153ДВ (СПС-152ДВ) в УХО, СПС-151Е (СПС-152Е или СПС-153Е) в переднем
техотсеке фюзеляжа, аппаратуру оповещения СПО-15С "Береза-С" и три комплекта
автоматов АСО-2И-Е7Р, каждый из которых включал по два балочных держателя с
кассетами на 32 патрона в каждой. В связи с расширенным составом оборудования и
увеличением нагрузки на бортовую сеть система электроснабжения самолета была
модернизирована. Самолет с обширным составом аппаратуры потяжелел более чем на
2,5 тонны - вес пустого разведчика достиг50200 кг.
Работы по переоборудованию разведчика были проведены с использованием самолета
Ту-22Р No. 905. Этот образец получил обозначение Ту-22РДМ (самолет "АРДМ"), став
эталоном для доработки самолетов в строю. Модернизация строевых машин началась в
1981 году, всего переделку на ремзаводах ВВС прошло 13 разведчиков, поступивших
на вооружение 290-го одрап в Зябровке.