Уголок неба ¦ Туполев Ту-22РМ

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   Ту-22РМ
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1975
Тип: Тактический разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


По согласованию с ВВС в 1973 году были сформулированы требования по комплексной модернизации специального оборудования Ту-22Р и превращению его в разведчик-бомбардировщик комплексного боевого применения. Военные высказали пожелание обеспечить машине возможность сочетания фото- и радиотехнической разведки с нанесением бомбовых ударов в одном боевом задании. В отношении самолетных систем от серийных Ту-22Р новая модификация отличалась снятым топливным баком No.1, установкой в баке No.2 дополнительных подкачивающих насосов для питания топливом двигателей при их запуске, новой системой автоматики расхода топлива ТАЦ2-1Б, доработанной системой электроснабжения. Обновили радиооборудование за счет установки новой связной радиостанции Р-847Т-ЭП с приемником Р-876Т-ЭО, командных радиостанций Р-832М "Эвкалипт-СМУ" и ответчика СО-69. Для автоматического засекречивания радиотелефонных переговоров между экипажем и землей служила аппаратура ЗАС Т-817.

Взамен кормовой пушечной установки самолет оборудовали унифицированным хвостовым отсеком (УХО) с помеховыми станциями СПС-151МД и СПС-153ДА (СПС-152ДА) комплекта "Сирень-МД" и "Сирень-Д". В переднем техотсеке фюзеляжа устанавливались станции СПС-151МЕ и СПС-153ЕР (СПС-152ЕР). В отличие от ранее устанавливаемых на Ту-22 станций этого семейства, кормовая СПС-151МД могла работать как в задней (нижний или общий сектор), так и в передней (нижний сектор) полусферах, а при полетах на малой высоте обеспечивала перенацеливание атакующих ракет с радиолокационными ГСН на подстилающую поверхность. Помимо штатно используемых на разведчиках автоматов постановки пассивных помех КДС-16ГМ и АПП-22, в нижней части УХО и гондол шасси установили по две балки автоматов АСО-2И-Е7Р, снаряжаемых помеховыми патронами с ложными тепловыми целями, служившими для отвлечения головок самонаведения ракет. Для оповещения об облучении самолета РЛС противника вместо станции СПО-3 устанавливалась новая СПО-15П "Береза-П". Станция позволяла обнаруживать облучающие РЛС, работающие в диапазоне волн 2,9-6,3 см, определять направление на них, тип и режимы работы, автоматически выбирать наиболее опасную из них и оценивать динамику сближения или удаления самолета от облучающей РЛС. Информация выводилась на индикаторы, расположенные на рабочем месте оператора и летчика, пульт управления устанавливался на рабочем месте оператора.

Самолет мог нести пять вариантов фотооборудования. В первом из них для выполнения требований по сохранению ударных возможностей грузоотсек был освобожден от короткофокусных аппаратов, которые теперь размещались в отдельном съемном контейнере, подвешиваемом под фюзеляжем самолета перед отсеком.

В подвесном контейнере размещались четыре камеры, позволяющие выполнять плановую, перспективную и перспективно-плановую аэрофотосъемку. Один АФА-41 /20 устанавливался с наклоном 52° вперед, два АФА-42/20 смотрели в стороны под углом 33° и еще один смотрел вниз и назад с наклоном 25°. В переднем техотсеке самолета устанавливались два перспективных АФА-42/100, позволяющих выполнять фотографирование с левого и правого борта, и плановый АФА-42/100 для выполнения двухмаршрутной съемки в режиме "Разведка" и контроль результатов собственного бомбометания со средних и больших высот в режиме "Контроль". При использовании самолета в чисто разведывательном варианте в грузоотсеке могли устанавливаться дополнительные фотоаппараты, в том числе и для ночной съемки с применением ФОТАБ. По сравнению с исходным разведчиком самолет прибавил в весе тонну с лишним.

Для переоборудования по такому образцу был использован серийный самолет Ту-22Р No. 2003, доработанный в Казани к июню 1975 года. Модернизированная машина получила обозначение Ту-22РМ (самолет "АРМ"), Испытания самолет не прошел из-за претензий к специальному оборудованию, страдавшему рядом дефектов. Неудовлетворение заказчика вызвало и сочетание современного БРЭО с устаревшими аэрофотоаппаратами родом из 50-х годов. Предполагавшаяся доработка строевых самолетов по образцу Ту-22РМ в качестве эталона не состоялась, единственная машина была возвращена военным и в дальнейшем эксплуатировалась в 199-м гвардейском разведполку в Нежине.




 ЛТХ:
Модификация   Ту-22РМ
Размах крыльев, м   23.17
Длина, м   41.60
Высота, м   10.13
Площадь крыла, м2   162.25
Масса, кг  
  пустого самолета   43600
  нормальная взлетная   69000
  максимальная взлетная   85000
Тип двигателя   2 ТРД ВД-7М
Тяга, кгс  
  взлетная   2 х 10500
  на форсаже   2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч   1410
Крейсерская скорость, км/ч   950
Практическая дальность, км   4900
Практический потолок, м   13500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-22РМ

  Схемы:

 Ту-22РМ

  



 

Список источников:

Виктор Марковский. Ту-22. Стратегический бомбардировщик, ракетоносец, разведчик
АвиаКоллекция 2004-01.
Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22
Авиация и Время 1996-02. Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель
Авиация и Космонавтика 2005-02. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22
Крылья Родины 1996-11. Николай Якубович. Трудный взлет Ту-22
Армада. Николай Якубович. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22
ВВС России. История Ту-22
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22
Altair. Jefim Gordon, Wladimir Rigmant. Tu-22/M/ Naddzwiekowe bombowce Rosji
Aerofax. Jefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-22 'Blinder', Tu-22M 'Backfire'
Pen & Sword. Sergey Burdin, Alan Dawes.  Tupolev Tu-22
Алексей Калиновский. ФОТАБ: Авиационный фотоальбом


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: