По согласованию с ВВС в 1973 году были сформулированы требования по комплексной
модернизации специального оборудования Ту-22Р и превращению его в
разведчик-бомбардировщик комплексного боевого применения. Военные высказали
пожелание обеспечить машине возможность сочетания фото- и радиотехнической
разведки с нанесением бомбовых ударов в одном боевом задании. В отношении
самолетных систем от серийных Ту-22Р новая модификация отличалась снятым
топливным баком No.1, установкой в баке No.2 дополнительных подкачивающих
насосов для питания топливом двигателей при их запуске, новой системой
автоматики расхода топлива ТАЦ2-1Б, доработанной системой электроснабжения.
Обновили радиооборудование за счет установки новой связной радиостанции
Р-847Т-ЭП с приемником Р-876Т-ЭО, командных радиостанций Р-832М "Эвкалипт-СМУ" и
ответчика СО-69. Для автоматического засекречивания радиотелефонных переговоров
между экипажем и землей служила аппаратура ЗАС Т-817.
Взамен кормовой пушечной установки самолет оборудовали унифицированным хвостовым
отсеком (УХО) с помеховыми станциями СПС-151МД и СПС-153ДА (СПС-152ДА) комплекта
"Сирень-МД" и "Сирень-Д". В переднем техотсеке фюзеляжа устанавливались станции
СПС-151МЕ и СПС-153ЕР (СПС-152ЕР). В отличие от ранее устанавливаемых на Ту-22
станций этого семейства, кормовая СПС-151МД могла работать как в задней (нижний
или общий сектор), так и в передней (нижний сектор) полусферах, а при полетах на
малой высоте обеспечивала перенацеливание атакующих ракет с радиолокационными
ГСН на подстилающую поверхность. Помимо штатно используемых на разведчиках
автоматов постановки пассивных помех КДС-16ГМ и АПП-22, в нижней части УХО и
гондол шасси установили по две балки автоматов АСО-2И-Е7Р, снаряжаемых
помеховыми патронами с ложными тепловыми целями, служившими для отвлечения
головок самонаведения ракет. Для оповещения об облучении самолета РЛС противника
вместо станции СПО-3 устанавливалась новая СПО-15П "Береза-П". Станция позволяла
обнаруживать облучающие РЛС, работающие в диапазоне волн 2,9-6,3 см, определять
направление на них, тип и режимы работы, автоматически выбирать наиболее опасную
из них и оценивать динамику сближения или удаления самолета от облучающей РЛС.
Информация выводилась на индикаторы, расположенные на рабочем месте оператора и
летчика, пульт управления устанавливался на рабочем месте оператора.
Самолет мог нести пять вариантов фотооборудования. В первом из них для
выполнения требований по сохранению ударных возможностей грузоотсек был
освобожден от короткофокусных аппаратов, которые теперь размещались в отдельном
съемном контейнере, подвешиваемом под фюзеляжем самолета перед отсеком.
В подвесном контейнере размещались четыре камеры, позволяющие выполнять
плановую, перспективную и перспективно-плановую аэрофотосъемку. Один АФА-41 /20
устанавливался с наклоном 52° вперед, два АФА-42/20 смотрели в стороны под углом
33° и еще один смотрел вниз и назад с наклоном 25°. В переднем техотсеке
самолета устанавливались два перспективных АФА-42/100, позволяющих выполнять
фотографирование с левого и правого борта, и плановый АФА-42/100 для выполнения
двухмаршрутной съемки в режиме "Разведка" и контроль результатов собственного
бомбометания со средних и больших высот в режиме "Контроль". При использовании
самолета в чисто разведывательном варианте в грузоотсеке могли устанавливаться
дополнительные фотоаппараты, в том числе и для ночной съемки с применением ФОТАБ.
По сравнению с исходным разведчиком самолет прибавил в весе тонну с лишним.
Для переоборудования по такому образцу был использован серийный самолет
Ту-22Р No.
2003, доработанный в Казани к июню 1975 года. Модернизированная машина получила
обозначение Ту-22РМ (самолет "АРМ"), Испытания самолет не прошел из-за претензий
к специальному оборудованию, страдавшему рядом дефектов. Неудовлетворение
заказчика вызвало и сочетание современного БРЭО с устаревшими аэрофотоаппаратами
родом из 50-х годов. Предполагавшаяся доработка строевых самолетов по образцу
Ту-22РМ в качестве эталона не состоялась, единственная машина была возвращена
военным и в дальнейшем эксплуатировалась в 199-м гвардейском разведполку в
Нежине.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-22РМ |
Размах крыльев, м |
23.17 |
Длина, м |
41.60 |
Высота, м |
10.13 |
Площадь крыла, м2 |
162.25 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
43600 |
нормальная взлетная |
69000 |
максимальная взлетная |
85000 |
Тип двигателя |
2 ТРД ВД-7М |
Тяга, кгс |
|
взлетная |
2 х 10500 |
на форсаже |
2 х 16000 |
Максимальная скорость, км/ч |
1410 |
Крейсерская скорость, км/ч |
950 |
Практическая дальность, км |
4900 |
Практический потолок, м |
13500 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|