Все требования военных, предъявленные в декабре 1944 г., были учтены. ОКБ
Туполева разработало необходимые чертежи, и по ним к концу 1945 г. завод
No.23
переоборудовал серийный самолет Ту-2 No.1/36 в вариант разведчика.
На нем в бомбоотсеке, между шпангоутами 1 7 и 19, на серийной неподвижной
раме установили фотоаппарат АФА-33с/20, а между шпангоутами 20 и 22 на опытной
качающейся установке разместили аппарат АФА-33с/100. Качающаяся универсальная
установка АКА-ФАУ-156, разработанная в ОКБ-156, позволяла в зависимости от
задания устанавливать один из фотоаппаратов на двух или трехмаршрутное
фотографирование. Для обеспечения эксплуатации фотоаппарата АФА-ЗЗс/100, конус
объектива которого выходил за обводы бомбоотсека, поставили легкосъемный
обтекатель.
В кабине радиста, между шпангоутами 23 и 25 на опытной неподвижной установке
находился ночной фотоаппарат НАФА-Зс. Эту установку тоже спроектировали в
ОКБ-156. Он позволяла вести съемку под углами 0, 5, 10, 15, 20 и 25 градусов
непосредственно из кабины радиста. Для ночного фотографирования вместо
дополнительного бензобака в бомбоотсеке устанавливалась кассета ПКД-2 для девяти
осветительных бомб ФОТАБ-35 или ФОТАБ-50. Вместо НАФА-Зс можно было
устанавливать АФА-ИМ или НАФА-19.
Фотографирование и управление створками фотолюка (с помощью электромеханизма
УР-2) производил штурман. Командные приборы поместили на экране бронеспинки
сиденья летчика.
Между шпангоутами 10 и 1 7 установили дополнительный бензобак емкостью 650 л.
Количество горючего в нем контролировалось с помощью электродистанционных
сигнализаторов уровня СУЭ-140. В первой кабине поставили радиокомпас СЦР-289Ж, ночное оборудование. Для всех
членов экипажа предусмотрели бытовое оборудование с обеспечением удобства
пользования. В хвостовой части фюзеляжа смонтировали еще 4 кислородных
баллона по 4 л каждый.
В январе-феврале 1946 г. на заводе No.23 провели наземные и летные испытания
машины. После необходимых доработок, проходивших с марта по декабрь 1946 г., ее
передали на государственные испытания.
Они проходили с 26 декабря 1946 г. по 9 апреля 1947 г. и успешно закончились
констатацией факта: самолет испытания выдержал. 22 августа 1947 г.
постановлением Совета Министров СССР за No.2941-957 самолеты Ту-2 в варианте
разведчика, по образцу машины .No.1/36, были приняты на вооружение. Ему присвоили
обозначение Ту-6. Он стал первым в СССР фоторазведчиком, строившимся
серийно на заводах No.23 и 39.
Головной серийный самолет Ту-2Р (Ту-6) No.14/58 2АШ-82ФН с винтами АВ-5В-167А
был построен заводом No.23 в конце 1947 г. Со 2 марта по 13 апреля 1948 г. он
проходил контрольные испытания. В акте НИИ No.83 за 1948 г. по результатам
испытаний было сказано, что головной Ту-6 No.14/58 государственные испытания
выдержал.
Велись так же работы по установки на Ту-2Р дополнительных установок. Одной из
таких стала установка "Явор-2". Установка "Явор-2" представляла собой импульсную
осветительную электроустановку высокого напряжения для ночной фотосъемки. "Явор-2" устанавливалась между 13 и 17 шпангоутами в бомбоотсеке. Пульт
управления "Явор-2" и командный прибор НАФА-Зс монтировались в кабине штурмана.
Сам фотоаппарат НАФА-Зс располагался над фотолюками в кабине стрелка.
Впервые установку "Явор-2" смонтировали на серийном Ту-2 No.33/54 силами ГК НИИ
ВВС. На этой машине "Явор-2" прошла государственные испытания. Затем в НИИ ВВС
таким же образом модифицировали и самолет Ту-2 No.1/51 с переоборудованием его для
выполнения ночных полетов. Испытания дали положительные результаты.
Основываясь на этих работах, в ОКБ разработали чертежи монтажа "Явор-2",
светотехнического оборудования, а также оборудования, связанного с заменой
генератора ГСК-1500 на более мощный ГСН-3000.
В 1948 г. завод No.23 выпустил серию из пяти разведчиков с установкой "Явор-2".
Один из них - Ту-2 No.29/62 - с 16 ноября 1948 г. по 8 января 1949 г. успешно
прошел государственные испытания.
Однако вскоре Заказчик пришел к выводу, что в боевых условиях из-за мощного
снопа света при фотосъемке, подобный самолет становится легкой добычей зенитной
артиллерии. В результате установка "Явор-2" сняли со снабжения.
В 1947 г. ОКБ проводило предварительную проработку переоборудования дальнего
бомбардировщик "69" (Ту-8) в вариант фоторазведчика. Этот вариант получил
обозначение Ту-28. При этом конструкция пятиместного самолета не
менялась. Предусматривалась замена вооружения, установка фотооборудования
последних моделей и дополнительного бензобака в бомбоотсеке.
Наступательное вооружение включало в себя одну неподвижную пушку НС-23,
оборонительное - 2 пушки Б-20Э на верхней механизированной установке и 1 такую
же пушку на нижней механизированной установке с круговым обстрелом.
Фотооборудование состояло из фотоаппарата АФА-30/200 для плановой съемки,
АФА-33/75-50 для планово-перспективной съемки и аппарата АФА-ИМ. Проект
реализован не был.