В 1965 г. 10 самолетов C-135B (борта 61-2665 по 61-2674) были переделаны в разведчики несколько иного рода - разведчики погоды
WC-135B. Они пришли на смену устаревшим WB-50 - переоборудованным бомбардировщикам, стоявшим на вооружении Метеорологической службы ВВС США. WC-135B принадлежали 55-й
эскадрилье разведки погоды (авиабаза Макклеллан, штат Калифорния) и 56-й ЭРП. Помимо разведки погоды, эти машины служили и для радиационно-химической разведки.
Внешне WC-135B отличались от стандартных "транспортников" только отборниками проб воздуха U-1 в виде коротких горизонтальных
труб, установленных по бокам фюзеляжа за аварийными выходами, и черной полосой на киле с надписью WEATHER (погода). Отбираемый воздух служил заодно и для охлаждения
оборудования. Кроме того, эти самолеты были снабжены топливоприемниками, поэтому ТАК "одолжило" один WC-135B, чтобы обучать технике заправки экипажи самолетов дальнего
радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Боинг E-3A "Сентри". (Такие приемники были и у других вариантов " 135-го", но не брать же для этого разведчик или ВКП!). Обучение
проводилось па авиабазе Тинкер, штат Оклахома; впоследствии для этой цели были переоборудованы два Боинга 707-320, и WC-135B был возвращен владельцу. Со временем
потребность в разведчиках погоды снизилась и пять машин (борта 61-2666 по 61-2669 и 61-2671) были разоборудованы. Задачу разведки погоды по программе "Джайэнт Фиш" (гигантская
рыба) передали бомбардировщикам B-52H, которые несли в бомбоотсеке специальную капсулу с пробоотборниками. Но "рыба" оказалась слишком дорогой в эксплуатации, и борт
61-2667 снова оборудовали как разведчик погоды. Кроме того, по некоторым источникам, KC-135A 61-0270 (зав. №18171) был переделан по стандарту WC-135B.
Необходимо упомянуть еще один вариант "сто тридцать пятого", который был, скажем так, не совсем
разведчиком. В рамках договора "Открытое небо", подписанного 24 марта 1992 г. 25 государствами, страны НАТО, бывшего Варшавского договора и СНГ получили право совершать
ежегодно до 42 полетов над военными объектами друг друга, чтобы контролировать сокращение вооружений в соответствии с международными договорами. В этой связи в 1993 г. три
WC-135B (борта 61-2670, 61-2672 и 61-2674) были переоборудованы в спецсамолеты OC-135B (буква "О" означает observation - наблюдение). Самолет был оснащен одним
панорамным аэрофотоаппаратом КА-91А для плановой съемки с высоты более 7900 м, одним панорамным АФА KS-87 для маловысотной плановой съемки и двумя АФА KS-87B для
перспективной съемки. "Особыми приметами" OC-135 являлось большое овальное окно в грузовой двери, а также эмблема в виде стилизованного земного шара и серая полоса с
крупной надписью OPEN SKIES (Открытое небо) на киле. Позже за носовой стойкой шасси появился внушительный каплеобразный обтекатель радара кругового обзора. Экипаж составлял
ни много ни мало 38 человек. Кроме того, на борту могли находиться бригада техников, представители американского инспекционного агентства ОСИА (переводчики и т.п.) и
инспектируемой страны (штурман-лидировщик и т.д.). Последние следили за тем, чтобы самолет не забрался куда не надо и полет из контрольного не превратился в шпионский.
Doveriay, no proveriay, как сказал президент Рейган. Первоначально самолеты принадлежали 55-й ЭРП, но потом были переданы 55-му авиакрылу (бывшему 55-му СРК) на авиабазе
Оффутт, откуда периодически выдвигались в Европу для выполнения контрольных полетов. "Боевые" вылеты протекали без осложнений, а вот дома случались аварии: один из
самолетов был разбит 12 декабря 1997 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
WС-135B |
Размах крыла, м |
39.88 |
Длина самолета,м |
39.20 |
Высота самолета,м |
12.70 |
Площадь крыла,м2 |
226.03 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
49000 |
максимальная взлетная |
136000 |
Тип двигателя |
4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9 |
Тяга, кН |
4 x 80.00 |
Максимальная скорость, км/ч |
980 |
Крейсерская скорость, км/ч |
860 |
Практическая дальность, км |
8600 |
Радиус действия, км |
4308 |
Практический потолок, м |
12375 |
Экипаж, чел |
12 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2009
|