Следующим за Y-8Х специализированным вариантом стал морской патрульный
самолет с упором на задачи дальнего радиолокационного обнаружения. Он был создан
на базе серийного транспортного самолета Y-8С, и в отличие от предшественника
его застекленная носовая часть была заменена на громадный обтекатель РЛС. Задняя
рампа была демонтирована, а Y-8J (Jian) был оснащен герметичным грузовым отсеком для
экипажа и операторов электронного оборудования. Как и Y-8С он был оснащен
четырьмя турбовинтовыми двигателями Zhuzhou WJ-6.
Y-8J появился в результате наличия в КНР спроса на воздушную платформу,
оснащенную РЛС, для содействия операциям против контрабандистов, проводимых в
прибрежных водах. По итогам длительного изучения в августе 1996 г. выбор пал на
британскую РЛС Skymaster. От шести до восьми таких систем под гражданским
наименованием в 1996 г. были проданы в КНР британской компанией Racal (в
настоящее время входит в холдинг Thales) в рамках контракта оцениваемого в 66
млн долл. Судя по всему работы по интеграции системы начались под наименованием
"Проект 515", а первый прототип совершил свой первый полет 26 сентября 1998 г.
Впервые самолет был замечен в районе Шанхая в 2000 г. и он отличался от других
модификаций наличием увеличенного и слегка наклоненного вниз носового обтекателя
РЛС.
Собственно РЛС Skymaster представляет собой импульсно-допплеровскую РЛС,
работающий в I-диапазоне (согласно некоторым источникам – L-диапазоне), имеющую
дальность обнаружения цели площадью 5 кв м. 85 км в режиме обзора нижней
полусферы и 110 км – верхней, и 230 км – надводной цели. Одновременно может
наблюдаться 100 воздушных целей и 32 морских надводных, включая даже такие, как
перископ подводной лодки. Возможности самолета по командованию и управлению
могут быть использованы для наведения истребителей и кораблей перехватчиков.
Даже несмотря на то, что первый подобный самолет был замечен в 2000 г., велись
обсуждения того, что Y-8J может использоваться не только для "официальных" задач
по наблюдению за прибрежными вожжами и борьбы с контрабандой, но также
обнаружению целей за пределами видимости корабельных РЛС и управлению ударными и
обороняющимися самолетами в ходе боевых действий или учений.
К настоящему времени только четыре Y-8J (9281 – бывший Y-8Х, 9301, 9311 и 9321)
были отмечены в качестве активно летающих строевых самолетов. Они изначально
базировались на авиабазе Дачанг под Шанхаем и были приписаны к Восточному флоту,
но затем самолеты были переведены из бывшего 1-го отдельного полка, и в
настоящее время местом их базирования является Лайанг, они входят в состав 4-го
авиационного полка 2-й морской авиационной дивизии. Y-8J все еще остается
загадкой, но поскольку его возможности в качестве самолета ДРЛО уступают KJ-200,
скорее всего его можно рассматривать как временное решение для ВМС НОАК.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Y-8J |
Размах крыла, м |
38.00 |
Длина самолета,м |
34.02 |
Высота самолета,м |
11.16 |
Площадь крыла,м2 |
121.86 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
35488 |
нормамальная взлетная |
54000 |
максимальная взлетная |
61000 |
Внутренне топливо, кг |
22909 |
Тип двигателя |
4 ТВД Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6 |
Мощность, э.л.с. |
4 х 4252 |
Максимальная скорость, км/ч |
662 |
Крейсерская скорость, км/ч |
550 |
Скорость патрулирования, км/ч |
475 |
Перегоночная дальность, км |
5620 |
Продолжительность патрулирования, ч |
10.5 |
Практический потолок, м |
10400 |
Экипаж, чел |
4-5 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|