Схема Як-25 позволяла создать семейство боевых машин различного назначения с
использованием большого объема унифицированных агрегатов и минимальными
изменениями типажа самолета. Поэтому параллельно с Як-120 шло создание самолета
Як-125, предназначенного для разведки, и Як-125Б - носителя тактического
ядерного оружия.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 10 августа 1951 г. ровно за
два года построили разведчик Як-25 ("125", Як-25Р). Заводские испытания
самолета прошли с 26 августа по 3 октября 1953 г. Первый полет на Як-25Р
выполнил летчик-испытатель Ф.Л. Абрамов. Ведущим инженером был Н.Г. Колпаков. В
экипаже оператора заменили на штурмана, в кабине которого для обзора нижней
полусферы сделали смотровое окно и установили прицел-визир ОПБ-1Р. В носу
самолета вместо РЛС размещались два аэрофотоаппарата: АФА-ЗЗМ с фокусным
расстоянием 100, 75 и 50 мм на качающейся установке и АФА-39М с фокусным
расстоянием 75 и 50 мм для перспективной съемки. Взамен двух пушек Н-37Л
установили с правой стороны фюзеляжа одну НР-23 с боекомплектом 80 патронов;
упростили бронирование экипажа, оставив бронеспинку переднего сидения, задний
бронещиток и два бронезаголовника. В состав оборудования ввели автомат курса
АК-2 на случай отказа одного из двигателей.
Эскизный проект и основные расчеты разведчика закончили осенью 1951 г., а макет НЧФ предъявили комиссии ВВС в декабре, одновременно с макетом перехватчика. Заводские испытания опытного Як-125 с двигателями АМ-5 начались 26 августа 1952 г. и завершились 3 октября 1953 г. За это время, по данным заводского отчета, на разведчике было выполнено 79 полетов общей продолжительностью 83 ч 25 мин. Испытания проводил В.М.Волков, облетывали самолет также летчики-испытатели ЛИИ С.Н.Анохин и Я.И.Берников.
Нормальный взлетный вес Як-125 с ПТБ составлял 9630 кг. Были зафиксированы следующие ЛТХ: максимальная скорость на высоте 3000 м - 1120 км/ч, на 10000 м -1075 км/ч, практический потолок - 15000 м, дальность с подвесным баком - 3600 км, а продолжительность полета - 4 ч 25 мин.
С 25 декабря 1953 г. по 16 февраля 1954 г. Як-25Р прошел государственные
испытания. На этом этапе ведущими по машине были инженер О.Н. Ямщикова, летчики
B.C. Котлов и В.Н. Махалин, штурманы Житник и Сбоев. Нормальный полетный вес
уменьшили за счет снятия ПТБ до 9177 кг. На высоте 5000 м максимальная скорость достигла 1110 км/ч, а на 10000 м - 1052 км/ч, т.е. она на 60 км/ч превышала аналогичные показатели МиГ-15Рбис и на 230 км/ч - Ил-28Р. Техническая дальность полета с подвесным баком на высоте 12000 м составляла 3040 км (у МиГ-15Рбис - 2020 км, у Ил-28Р - 3150 км). Практический потолок с полной заправкой без ПТБ
- 14140 м (у МиГ-15Рбис и Ил-28Р - соответственно 15700 и 12500 м).
В ходе испытаний обнаружилось, что на высотах до 6000 метров и скорости 800
км/ч происходила потеря продольной устойчивости. Это потребовало доработки
стабилизатора. В пяти полетах у летчика B.C. Котлова перед посадкой левый
двигатель самопроизвольно выходил на режим максимальной тяги. Приходилось
увеличивать тягу правого двигателя и уходить на второй круг. Причину этого
явления нашли лишь после исследования двигателя на стенде. В заключении Акта по
результатам госиспытаний отмечалось, что хотя по комплексу летных данных Як-125
превосходил названные фронтовые разведчики, но обладал существенным недостатком
- "обзор нижней части передней полусферы через смотровое окно... недостаточен
для точного вывода самолета на заданный маршрут фотографирования. Этот
недостаток является основным и делает невозможным применение Як-125 в качестве
фоторазведчика".
Замечания госкомиссии учли и кабину штурмана разместили в носовой части
фюзеляжа. На саратовском заводе построили малую - всего 10 самолетов - серию
Як-25Р.
Специально для авиации флота согласно Постановления Совмина СССР № 448-271 от
10 мая 1954 г. построили разведчик Як-25МР. Его испытания начались в 1955 г.
Самолет предназначался для радиолокационной и фоторазведки морских целей.
Вооружение состояло из одной пушки Н-37Л. На разведчике в носовой части
разместили аппаратуру СПРС-1 "Курс" с фотоприставкой ФА-РЛ-1 и фотоаппарат
АФА-33/75 для перспективной и плановой съемки, ответчик СРО заменили на СРЗО-1.
В состав оборудования входили командная радиостанция РСИУ-3, радиокомпас АРК-5,
станция защиты хвоста "Сирена-2С", связная радиостанция 1-РСБ-70М, переговорное
устройство СПУ-5.
В результате доработок носовую часть самолета пришлось удлинить на 500 мм. В
хвосте и в специальной нише разместили аварийно-спасательную лодку ЛАС-5М.
Как это нередко бывало, систему радиолокационной разведки "Курс" так и не
удалось заставить работать более или менее надежно. Як-25МР остался опытным
образцом...