С началом Второй мировой
войны важность стратегической воздушной разведки стала очевидной для
всех воюющих стран. В ряде случаев результаты вылета одного
единственного разведчика определяли ход всей операции и в этом смысле
далеко превосходили по эффективности налеты целых бомбардировочных
подразделений. Успешное ведение вооруженной борьбы требовало
повседневного обновления информации о противнике, причем самой
разноплановой. Воздушные разведчики следили за перемещением войск,
строительством и восстановлением заводов, оборонительных сооружений,
аэродромов, отыскивали в океане вражеские корабельные соединения. После
нанесения ударов следовало убедиться в их результативности и в случае
необходимости принять решение о повторении налета. Слежение за
важнейшими железнодорожными магистралями и автострадами позволяло
своевременно выявлять подготовку противника к наступлению.
В ходе войны командование
союзников нуждалось главным образом в дальних разведчиках. Самолеты
специальной постройки для ведения дальней разведки в USAAF
отсутствовали, поэтому в вариант разведчика стали переоборудовать
тяжелые четырехмоторные бомбардировщики В-17 и В-24. Хотя эти машины и
обладали большой дальностью полета, но были сравнительно тихоходными и в
случае перехвата истребителями противника, как правило, уничтожались. Не
спасало их ни мощное стрелковое вооружение, ни большая высота полета.
ВВС срочно требовались дальние скоростные самолеты-разведчики,
относительно мало уязвимые для средств ПВО противника. В 1941 г. на
такую роль подходил только Р-38.
Получив задание, Кларенс
Джонсон выделил для переоборудования две машины из строившейся серии
Р-38Е. Способ модернизации был довольно простым: демонтировали
стрелково-пушечное вооружение и на его месте в носовой части центральной
гондолы установили два аэрофотоаппарата (АФА) типа К-17 с фокусным расстоянием 610 мм, предназначенные для плановой съемки. Заметим, что первый разведывательный "Лайтнинг" был изготовлен еще до вступления
Соединенных Штатов в войну. В декабре 1941 г. его направили для оценки в
испытательный центр Райт Филд. Еще до конца года был построен второй
экземпляр машины, получивший официальное обозначение F-4-1-LO.
Серийное производство этих
разведчиков развернулось в 1942 г. Большая часть самолетов выпускалась
невооруженной, но на нескольких машинах оставили пару верхних 12,7-мм
пулеметов. Порты пулеметов и пушки, а также отверстия для выбрасывания
стреляных гильз и звеньев зашивались металлическими заплатами. В отлитие
от Р-38Е приемник воздушного давления был перенесен под крыло (раньше,
чем на P-38F). На некоторых машинах под носовой частью центральной
гондолы монтировали обычную жесткую, а на других - гибкую антенну над
отсеком фотооборудования.
Разведывательные "Лантнинги"
первыми получили подвесные топливные баки, что позволило существенно
увеличить их радиус действия. Практически все они прошли
переоборудование в далласском центре модификаций в штате Техас. Внимание, уделявшееся постройке разведчиков, легко проиллюстрировать цифрами. Если за весь 1941 г. из 207 построенных "Лайтнингов" всех
модификаций только два были разведчиками, то в январе 1942 г. на 84
истребителя Р-38Е приходились уже 32 машины F-4-1-LO.
В боевой обстановке фоторазведчик "Лайтнинг" впервые был применен в апреле 1942 г., а уже 7
мая самолет из 8 PRS (Photo-Reconnaissance Squadron
-фоторазведывательная эскадрилья) выполнил фотографирование гавани
Порт-Морсби, что послужило завязкой для битвы в Коралловом море. Серия
F-4-1-LO состояла из 99 машин.
Следующий вариант
фоторазведчика F-4A был разработан на основе истребителя P-38F. От
предыдущей версии он отличался измененной фотоустановкой: к двум
плановым аппаратам К-17 добавили еще два перспективных (по одному на
каждый борт) с фокусным расстоянием 152 мм. В бортах центральной гондолы
появились два небольших прямоугольных иллюминатора, мачта антенны
устанавливалась над первой плановой фотокамерой. Самолеты этой и более
поздних серий не имели вырезов под стволы оружия, так как с самого
начала строились как разведчики. Всего было выпущено 20 экземпляров
F-4A. В конце 1942 г. самолеты F-4-1-LO были переоборудованы по типу
F-4A с установкой двух перспективных фотокамер К-17.