Вслед за выдающимся успехом самолетов серии C.V, компания Fokker в 1933 году
начала разработку их преемника. Первый самолет Fokker C.X, оснащенный двигателем
Hispano-Suiza, поднялся в воздух в 1934 г. В целом напоминая внешним видом
своего предшественника, самолет С.Х в серийном варианте имел гораздо лучшие
летные данные благодаря двигателю Rolls-Royce "Kestrel" мощностью около 200 л.с.
Серийный выпуск был налажен в 1935 г. Первым покупателем стали ВВС Голландской
Ост-Индии, которые заказали 10 самолетов. 20 самолетов были заказаны для
Королевских ВВС Голландии. Первый самолет имел открытую кабину и хвостовой
костыль, но на последних 15 самолетах для военно-воздушных сил ставились кабина,
закрытая фонарем, и хвостовое колесо. Всего для Голландии было выпущено 36
самолетов. Как уже говорилось выше, голландские ВВС, по состоянию на 1939 год, располагали
20 самолётами Fokker C.X (номера 700 - 719 и 750).. Когда 10 мая 1940 года
Германия напала на Голландию, несколько машин находилось в ремонте или были в
нелётном состоянии, и лишь 10 самолетов приняли участие в боевых действиях
против немецких войск, вторгшихся на территорию страны. За четыре дня
скоротечных боевых действий против Германии голландцы потеряли три самолёта на
земле и два в воздухе, безуспешно пытаясь остановить наступление немецких войск. Эта несомненно удачная модель в 1935 г. также была заказана правительством
Голландской Ост-Индии. Партия из 14 самолётов получила номера FCx-450 - FCx-463
и была построена в течении того же года. От более ранних моделей они отличались
двумя носовыми пулеметами, вместо одного. Окрашивались самолёты в цвет хаки, с
серебряными полосами на верхней поверхности крыла и хвостового оперения. Первый самолёт до колонии так и не добрался - он был разбит в одном из тестовых
полётов и восстановлению не подлежал. Остальные тринадцать С.Х были благополучно
доставлены заказчику и вошли в состав 3 Afdeling, где они служили до 1939 г.
После принятия на вооружение американских бомбардировщиков Martin 139WH
устаревшие "фоккеры" переделали в буксировщики мишеней и тренировочные самолёты,
оснастив их двойным управлением. Их переправили в авиашколу в Калиджати, но
мирная жизнь С.Х продолжалась недолго. Из-за нехватки самолётов "фоккеры" иногда
использовались аэрофотосъёмки местности, а в декабре 1941 г. два самолёта в
качестве вспомогательных передали эскадрильям, вооруженным разведчиками
Koolhoven FK-51. К этому времени в авариях было потеряно ещё два самолёта,
которые получили сильные повреждения и не восстанавливались. О дальнейшей судьбе
С.Х достоверной информации нет, известно только, что один поврежденный "фоккер"
был обнаружен на острове Ява вернувшимися в конце 1945 г. голландцами. В 1936 году финская закупочная комиссия, после ознакомления с продукцией фирмы
Fokker, 18 мая подписала контракт на поставку четырех многоцелевых самолётов C.X
и лицензию на производство ещё 30 таких машин. Самолеты C.X, проданные Финляндии
обозначались как C.X Srs.II, а впоследствии самолеты двух вариантов финской
постройки имели обозначение C.X Srs.III и C.X Srs.IV. Fokker C.X выпускались
двумя партиями. Первая состояла из 13 самолётов и была выпущена в январе-июне
1938 года. Вторая, из 17 машин, была поставлена в июле-декабре того же года. На 30 ноября 1939 года финские ВВС располагали 29 самолётами этого типа,
составившим основу легкой бомбардировочной и разведывательной авиации. Все C.X
входили в состав LeR 1 (1-го авиаполка) разделённым на три эскадрильи: LLv 10
(12 Fokker C.X), LLv 12 (13 Fokker C.X), LLv 14 (4 Fokker C.X) и LLv 16 (9 VL
R.29 "Ripon" и 5 Junkers K.43fa). Первые две недели войны с СССР прошли при
полном превосходстве советской авиации. Финны отлично понимали это и предпочли
не высовываться раньше времени, тем более, что в начале декабря выдался период
неблагоприятных погодных условий, сковавший ВВС обеих сторон. 19 декабря погода
улучшилась и экипажам C.X впервые довелось поучаствовать в настоящей воздушной
баталии. Этот день был отмечен резкой активизацией советской авиации,
предпринявшей серию налетов на финские города и атаковавшей укрепления на линии
Маннергейма. Над Карельским перешейком прошло несколько боёв, закончившихся в
пользу финских истребителей. Печальной новостью стала потеря одного "фоккера" из
2\LLv 12, сбитым истребителем И-16 из 25 ИАП. Оценка действий показала, что без
прикрытия истребителей бомбардировщик, не имея бронирования и мощного
оборонительного вооружения, легко уязвим, что, в итоге, привело к уничтожению
самолёта и его экипажа. 23 декабря эта же эскадрилья потеряла ещё один C.X при
схожих обстоятельствах. После этого финны решили в обязательном порядке
эскортировать бомбардировщики, но на практике такое не всегда удавалось
осуществить. Предпринятое в конце февраля - начале марта 1940 года новой мощное наступление
частей РККА заставило финнов бросить против атакующих все имевшиеся силы. Так, в
течении 2-3 марта экипажи LeR 1 и LeR 2 в течении дня штурмовали
механизированные и пехотные колонны, двигавшиеся по льду Финского залива.
Одновременно их прикрытие и штурмовые атаки осуществляли истребители "Gladiator",
недавно переведенные из истребительной группы LLv 26, и Fokker D.XXI, также
отличившиеся при отражении советских атак. Тем не менее, исход войны был предопределен. 13 марта 1940 года Финляндия и СССР
подписали договор о прекращении огня, таким образом завершив Зимнюю войну. LeR 1
за этот период потеряла по различным причинам 14 "фоккеров". По завершении войны финнам предстояло выбрать, на чьей стороне им предстоит
воевать в ближайшие год-два. Правительство Финляндии, после недолгих раздумий, в
конце 1940 года решило выступить вместе с Германией. Такой шаг объяснился весьма
просто - надо было возвращать утраченные территории, а заодно и воплотить,
наконец, идею о Великой Финляндии. Так, 25 июня 1941 года, финны вновь вступили
в боевые действия против СССР. Непосредственно во Вторую Мировую войну Финляндия вступила располагая 13
боеспособными самолётами C.X. Восемь машин числилось за LLv 14 и ещё пять
находилось в 3\LLv 16, выполняя обязанности ближних бомбардировщиков и
тактических разведчиков. Для восполнения потерь 24 апреля 1942 года финские ВВС
заказали на авиазаводе в Тампере еще пять Fokker C.X, которые были собраны к
декабрю. Воюя на стороне Германии многоцелевые бомбардировщики C.X
использовались вплоть до сентября 1944 года, а последний самолёт списали лишь в
1958 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fokker C.X |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
9.20 |
Высота, м |
3.30 |
Площадь крыла, м2 |
31.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1550 |
нормальная взлетная |
2990 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Pegasus XII или XXI |
Мощность, л.с. |
1 х 835 |
Максимальная скорость , км/ч |
335 |
Крейсерская скорость , км/ч |
275 |
Практическая дальность, км |
900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8100 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
один 7,62-мм пулемет переднего огня и
один 7,62-мм пулемет в задней кабине
бомбы массой до 400 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|