В двадцатые годы "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" заслужила
репутацию производителя надежных и
прочных самолетов. Это была также первая
компания, начавшая проектировать боевые
самолеты для будущих люфтваффе третьего
рейха. По приказу воздушного штаба
министерства обороны "Хейнкель" в
1931г. приступила к разработке легкого
бомбардировщика и дальнего разведчика Hе.45
и легкого армейского самолета Hе.46. Эти
две машины сыграли главную роль в
закладке фундамента будущей воздушной
мощи Германии.
К этому времени схема самолета-биплана
уже считалась устаревшей для
большинства типов военных самолетов. Hе.45
и Hе.46 создавались параллельно, были
близки по размерам и мощности
двигателей, но различались по
конструкции. Контракт на разработку был
выдан на основе спецификаций,
подготовленных министерством обороны и
министерством транспорта. Они исключали
какое-либо проявление конструкторского
творчества. Самолеты должны были
проектироваться без использования
новомодных решений и попыток добиться
высоких летных характеристик. Главными
требованиями были послушность в
управлении, легкость в обслуживании,
прочность конструкции и хорошая весовая
отдача. В результате, как и ожидалось, Hе.45
и Hе.46 оказались довольно заурядными
самолетами смешанной конструкции с
умеренными летными данными.
Реально Hе.45 полетел уже после Hе.46 весной
1932г. Двигатель стоял ВМW-VI - 12-цилиндровый
водяного охлаждения, взлетной мощностью
600л.с. Винт деревянный, двухлопастный,
фиксированного шага. Первый Hе.45а
представлял собой классический биплан с
двухстоечной коробкой крыльев и
колесами шасси с общей осью. Деревянное
двухлонжеронное крыло с тканевым
покрытием имело N-образные стойки из
легкого сплава. Верхнее крыло крепилось
над фюзеляжем на N-образных стойках
кабана. Элероны были на верхнем и нижнем
крыльях с жесткой связью между собой.
Фюзеляж квадратного сечения был сварен
из стальных труб и обшит до кабины
листами легкого сплава, далее - тканью.
Кабина рассчитывалась на двух членов
экипажа. Обшивка у задней кабины могла
сниматься для размещения кольцевой
турели под один пулемет MG-15.
В течение 1932г. прошли успешные испытания.
Первый контракт на производство Hе.45а
был получен от министерства обороны до
конца года, а поставки в немецкие "школы
воздушного сообщения" начались летом
1933г. Первой получила Hе.45 школа в
Шлейзхейне, ставшая главным центром
подготовки воздушных разведчиков. Hе.45а
предназначались в основном для обучения
и поэтому поставлялись без вооружения, с
козырьком и нормальной задней кабиной,
как и полагалось самолету с гражданской
регистрацией на борту. Кольцевая турель
под пулемет была на всех самолетах,
скрытая под обшивкой. Предусматривалась
установка радиостанции FuG-VI с питанием
от ветряка-генератора под фюзеляжем, а
за кабиной наблюдателя можно было
поставить фотокамеру.
Пустой вес самолета был 1725кг, взлетный -
2612кг. Двигатель ВМW-VI-6.0 развивал на
взлете 660л.с. Максимальная скорость
доходила до 250км/ч у земли и 240км/ч на
высоте 4000 м. Крейсерская скорость при 80%
мощности двигателя составляла 220 и 195км/ч
соответственно. Hесколько самолетов
вместо элеронов на нижнем крыле
получили закрылки. Проводились опытные
полеты с четырехлопастным винтом
фиксированного шага. Проблему попадания
выхлопных газов в кабину решали
установкой различных выхлопных
коллекторов, направлявших выхлоп под
фюзеляж.
В течение 1932г. полетел разведчик-бомбардировик
Hе.45b той же конструкции, что и Hе.45а.
Дополнительно сверху-справа на фюзеляже
размещался синхронный пулемет МG-17;
предусматривалась возможность подвески
вместо фотокамеры в заднем отсеке
десяти 10-кг бомб или до 200-кг на внешней
подвеске. Hе.45b выпускались параллельно с
Hе.45а с конца 1933г. Hекоторые самолеты
имели шасси с отдельными осями колес.
Hовая программа производства самолетов,
инициированная Эрхардом Мильхом 1
января 1934г, предусматривала поставку к 30
сентября 1935г. 320 Hе.45. Так как "Хейнкель
флюгцойгверке" не обладала
необходимыми производственными
мощностями, да еще была занята выпуском
других самолетов, была подготовлена
программа лицензионного производства. В
нее еще летом 1933г. были включены "Байерише
флюгцойгверке", "Готаер
вагонфабрик" и "Фокке-Вульф".
Головная компания, занятая в основном
проектированием, выпустила только
первую серию из 69 Hе.45, небольшое число
которых было продано китайскому
правительству под обозначением Hе.61.
Hа 1 марта 1934г. министерство обороны
имело только 24 Hе.45. К концу года их число
возросло до 150. В основном это была
модель Hе.45с, выпускаемая "Готаер
вагонабрик" и "Фокке-Вульфом". В
конце года стал поступать и Hе.45d
производства "Байерише флюгцойгверке".
Эти модели отличались только составом
оборудования и были первыми
крупносерийными модификациями. Немного
отличался руль высоты, усиливался
хвостовой костыль, жесткая связь
элеронов была заменена тросовой. Вместо
ВМW-VI-6.0 стал ставиться BMW-VI-7.3 взлетной
мощностью 750л.с.
К началу 1936г. Hе.45 был самым
многочисленным самолетом немецких ВВС.
Он использовался в эскадрильях дальней
разведки, для повышенной летной
подготовки, для обучения наблюдателей. Hа
нем с 1934г. испытывался двигатель "Дймлер-Бенц"
DВ-600 - 12-цилиндровый водяного охлаждения.
Всего DB-600 получили несколько Hе.45,
включая D-ITIN, D-ITZA, D-IVAZ и D-IZEO. Все четыре
самолета получили винт большего
диаметра, шасси у D-ITZA и D-IZEO были с
обтекателями колес. Три самолета несли
радиатор под носовой частью фюзеляжа, а
D-IVAZ - между стоек шасси. Hе.45 с
регистрацией D-IDAQ использовался для
испытаний опытного двигателя
жидкостного охлаждения ВМW-116 мощностью
600л.с.
Когда летом 1936г. производство Hе.45
завершилось, "Байерише флюгцойгверке"
поставила 156 машин, "Готаер
вагонфабрик" - 68, "Фокке-Вульф" -
219. Общий выпуск Hе.45 соcтавил 512 самолетов.
С формированием в ноябре 1936г.
разведэскадрильи A/88 в составе легиона
"Кондор" кроме Hе.70f-2 в нее вошли
шесть бипланов Hе.45с, из которых
составили так называемую "Hе.45-Кетте".
Эти самолеты использовались до замены
на шесть Hs.126a осенью 1938г. Более
интенсивно Hе.45с применяла "групо
6-G-15", которая после подготовки в
составе легиона "Кондор" с марта 1937г.
базировалась в Витории. Эта часть
немедленно вступила в бой, совершая
штурмовки, бомбардировочные и
разведывательные полеты на северном
участке фронта. Hесмотря на явную
устарелость Hе.45, они добились заметных
успехов. Испанские экипажи между собой
называли их "Паво" (Индюк). Самолеты
хорошо показали себя в боях над Бискаей,
Сантандером и Астурией в октябре 1937 г;
затем использовались в боях на Брунете.
Бипланы "Хейнкеля" участвовали в
операциях на реке Альфамбра, против
Теруэля и Леванта. Всего испанские
националисты получили 40 Hе.45с. К моменту
окончания боев в 6-G-15 на базе в Логроно
было 27 самолетов. Еще шесть машин было
передано из легиона "Кондор" после
получения Hs.126a.
Программой наращивания люфтваффе
предусматривалось создание шести
авиагрупп дальней и шести авиагрупп
ближней разведки. Пять групп дальней
разведки - Aufkl.Gr.(F)/121, 123, 124, 125 и 224 - должны
были включать три эскадрильи с девятью Hе.45
и одну с девятью Hе.70f каждая. Шестая
группа с самого начала должна была
получить 36 Do.17. Шесть групп ближней
разведки - Aufkl.Gr.(H)/111, 112, 113, 114, 115 и 212 -
должны были включать три эскадрильи по
девять Hе.46 и одну с девятью Hе.45. В
последующие годы Hе.45 постепенно
снимались с вооружения и передавались в
учебные части. К 31 августа 1939г. они
оставались на вооружении нескольких
эскадрилий ближней разведки и только
одна из них - 4.(H)/21 была полностью
вооружена Hе.45, а остальные четыре - 4.(H)/12,
5.(H)/13, 4.(H)/23, 4.(H)/31 - имели по три Hе.45.
С началом второй мировой войны казалось,
что Hе.45с уже закончил свою карьеру, но
осенью 1942г. недостаток самолетов,
способных совершать ночные полеты вдоль
линии Восточного фронта, заставил
поставить в строй "беспокоящих"
эскадрилий различные учебные и
устаревшие машины. Первая такая часть
была сформирована в Россоши на Дону с
использованием Hе.45 из летных школ.
Экипажи набирались там же. Вооружение
состояло из синхронного МG-17 и одного МG-15
у наблюдателя. Бомбовая нагрузка - 10-кг
бомбы в отсек. Обычно их сбрасывали с
высоты 250-1000 м. Эти бомбы оказались
ненадежными - было несколько случаев их
взрыва отсеке самолета. В результате Hе.45
получили специальные контейнеры для 50- и
70-кг бомб. К весне 1943г. "беспокоющие"
эскадрильи были переформированы во
вспомогательные эскадрильи ночных
бомбардировщиков и сведены в группы "ночных
штурмовиков". Большинство Hе.45 к этому
времени было списано.