Успехи немцев в компаниях против Польши и Франции в истории
воздушных войн неразрывно связаны с
появлением на поле боя пикирующего
бомбардировщика, оказавшегося
вездесущим и достигшего успеха
совершенно несоизмеримого небольшому
числу использовавшихся машин. Этот
самолет явился результатом программы
создания пикировщика, принятой еще в 1933г.
тогдашним воздушным комиссариатом, но
реально работа по нему началась еще до
провозглашения программы, и уж во всяком
случае раньше появления в Третьем рейхе
купленных Удетом в США Кертиссов "Хок-II".
В 1932г. у Варнемюнде большой двухстоечный
биплан сбросил в пикировании на
плавучую мишень 500-кг бетонный блок. Это
был Hе.50, созданный на "Хейнкель
флюгцойгверке" по японскому заказу.
Отработка в США техники бомбометания с
пикирования вызвала пристальный
интерес японского императорского флота.
Он в 1931г. разместил на "Хейнкеле"
контракт на двухместный пикирующий
бомбардировщик, способный поднять не
менее 250кг бомб, достаточно прочный для
запуска с катапульты и эксплуатируемый
с колесного и поплавкового шасси.
Опытный самолет стали собирать в
Варнемюнде в начале 1931. Первый Hе.50а был
готов летом в варианте двухпоплавкового
гидросамолета с шестицилидровым
двигателем "Юнкерс" L-5, развивавшим
на взлете 390л.с. При взлетном весе 2210кг
самолету явно не хватало мощности
мотора. Как следствие, еще в начале
испытаний он был серьезно поврежден
после вынужденной посадки. Второй
опытный Hе.50аL (D-2471) был выполнен на
колесном шасси и получил двигатель "Бристоль-Юпитер"-VI
взлетной мощностью 490л.с. Винт был
четырехлопастный деревянный,
фиксированного шага. Снятие летных
характеристик и испытания на
бомбометание с пикирования проводились
в одноместном варианте - вторая кабина
была заделана обтекателем. При этом Hе.50аL
мог поднять 500кг бомбу. Чтобы
заинтересовать воздушный штаб
министерства обороны в потенциальных
возможностях пикировщика и получить
заказ на Hе.50 у министерства транспорта,
самолет был показан в 1932г. в Рехлине
официальным лицам. Демонстрация имела
большой успех, и министерство
транспорта заказало три опытных
самолета.
Тем временем конструкция продолжала
совершенствоваться. Второй самолет с
двигателем "Юпитер"-VI был готов в
конце осени 1932г. Он же был вторым
самолетом по японскому контракту.
Перепроектировали подкосы шасси, нос
самолета облагородили - выступали
только головки цилиндров. Hовый Hе.50b был
еще известен под экспортным
обозначением Hе.66. Он появился в Японии в
начале 1933г. и был доставлен на "Аичи
Токей Денки К.К.". Hа самолет
установили 580-сильный двигатель "Hакадзимы"
- "Котобуки" II-КАI. С ним "Аичи"
представила машину на конкурс
пикировщиков для японского флота.
Hе.66 с двигателем "Котобуки" был
выбран для серии и запущен в
производство под обозначением D1А1 Тип 94 -
палубный бомбардировщик. В серийном
варианте он отличался от He.66 кольцом
Тауненда на двигателе, стреловидностью
крыльев в 5°, другой формой подкосов
шасси и заменой хвостового колеса на
костыль. Первый бомбардировщик
японского флота поступил на вооружение
в 1935г. Первая эскадрилья D1А1 была
сформирована на авианосце "Рюйо".
Улучшенный вариант самолета с
двигателем "Хикари" - D1А2 тип 96
палубный бомбардировщик - поступил на
вооружение в 1936г, составив основу
японских палубных бомбардировщиков в
течение следующих пяти лет.
Три Hе.50, заказанных министерством
транспорта для воздушного штаба, были
готовы в конце лета 1932г. Они имели шасси
по образцу Hе.66а, но отличались от него и Hе.50аL
новым двигателем SAM-22В - 9-цилиндровым
воздушного охлаждения, взлетной
мощностью 600л.с. Винт был металлический
трехлопастный с двумя фиксированными
позициями шага - пилот мог увеличить шаг
винта на пикировании. Так как в варианте
пикировщика самолет использовался
одноместным, то задняя часть кабины
имела сменную верхнюю часть - с
козырьком и вырезом для второго члена
экипажа или глухую. Предусматривалась
установка одного пулемета МG-15 на
кольцевой турели, которая ставилась в
двухместном варианте. Был и синхронный
пулемет МG-17. В двухместном варианте
бомбовая нагрузка была 250кг, в
одноместном - 500кг.
После испытания в Рехлине "Хейнкель"
получила заказ на серию Hе.50l (позже
переименованные в Hе.50a). Они
поставлялись в немецкие военные школы,
начиная с конца 1933г. К этому времени
самолет рассматривался уже в качестве
временного пикирующего бомбардировщика
и в основном служил для подготовки
пилотов будущих "штукаштаффель". Hе.50
был очень прочным двухстоечным бипланом
с деревянным двухлонжеронным крылом с
тканевой обшивкой. Фюзеляж был сварен из
стальных труб и обшит до кабины листами
легкого сплава, а далее - тканью.
Программа расширения производства
самолетов, принятая 1 января 1934г,
предусматривала поставку 51 пикировщика
Hе.50 "Хейнкелем" (включая 25 машин еще
не сданных по предыдущему контракту) и 35
по лицензии на "Байерише
флюгцойгверке".
В начале 1934г. "Хейнкель" получила
заказ от представителей
гоминдановского Китая на 12 Hе.50 в
варианте разведчика и бомбардировщика.
Разрешение на экспорт самолета было
получено от министерства транспорта, но
без установки двигателей SAM-22В, которых
не хватало для уже запланированных
программ. В результате 12 машин были
закончены с двигателем "Юпитер"-VI
по образцу Hе.50b. Их перевезли в Китай в 1934г.
Самолеты получили обозначение Hе.66аСh.
Год спустя производство SAM-22В было
расширено и китайцы заказали еще 12
самолетов по образцу Hе.50a с капотами NАСА
и коком винта.
Самолеты по второму контракту получили
обозначение Hе.66Ch. Их закончили весной 1935г,
вскоре после выделения люфтваффе в
отдельный вид войск. Hеобходимость
срочно расширить численный состав
боевых частей и недостаток пикировщиков
привели к решению штаба люфтваффе
задержать экспортные самолеты. Их
поставили люфтваффе под обозначением Hе.50b.
Через шесть месяцев вновь было получено
разрешение на экспорт, и вскоре самолеты
были отправлены в Китай. Там творился
такой беспорядок, что они провалялись в
гонконгском порту с января 1936г. по июль
1937г, когда война с Японией заставила
направить их в Пекин для сборки.
Использование японцами пикировщика D1A1
привело к серьезной путанице. Хотя
встреч в бою китайских Hе.66Ch и японских
D1A1 не было зафиксировано, китайцы
выкрасили "Хейнкели" почти
полностью в желтый цвет, а через два
месяца сдали их в учебные части.
Первоначально Hе.50a использовались в
различных летных школах. С
формированием 1 октября 1935г. первой в
лютваффе части пикировщиков -
авиагруппы "Шверин" - в нее для
первоначального оснащения были
направлены Hе.50 и устаревшие Аr.65.
Авиагруппа позже была переименована в 1-ю
группу 162-й эскадры пикировщиков. При
этом были сформированы еще две группы - I/St.G.165
в Киценгене и II/St.G.162 в Любеке по три
эскадрильи в каждой. Все девять
эскадрилий в качестве временного
пикировщика получали по три Hе.50, а до
полного штата они доводились за счет Аr.65
и HHe.51, полученных из истребительных
групп. По мере поступления Hs.123 и Ju.87, "Хейнкели"
сдавались в летные школы. Там Hе.50
использовались до 1943г, когда их
направили в ночные штурмовые группы на
Восточный фронт. Архаичные бипланы "Хейнкеля"
были собраны в составе двух эскадрилий
вновь сформированной 11-й группы ночных
штурмовиков. Hа них летали экипажи
эстонских фашистов. Hа 1 декабря 1943г. 1. и
2./NSGr.11 в составе 1-го воздушного флота
имели по 12 Hе.50a, из которых боеспособными
были соответственно 10 и 9 машин.
Эскадрильи еще использовались до
сентября 1944г, когда их расформировали из-за
недостатка топлива и запчастей.