Еще 13 августа 1942 г. Командующий ВВС КА А.А.Новиков, в
связи с положительным опытом применения в июне-июле 42-го Ил-2У АМ-38 для целей
корректировки артиллерийского огня, обратился к Наркому авиапромышленности
А.И.Шахурину (письмо No. 376269) с просьбой создать на базе штурмовика Ил-2
разведчик-корректировщик артиллерийского огня: "... Фронт требует также
разведывательных самолетов и самолетов-корректировщиков артогня. Оборудованный
для этих целей двухместный самолет Ил-2 удовлетворит и это требование фронта.
Прошу Вашего указания Главному конструктору тов. Ильюшину срочно разработать и
изготовить опытные образцы двухместного самолета Ил-2 в вариантах штурмовика,
разведчика и корректировщика артогня". Письмо А.А.Новикова с необходимой
резолюцией А.И.Шахурина было переправлено С.В.Ильюшину, который в своем ответе
на него сообщил, что создание такого самолета возможно лишь на базе двухместного
Ил-2 с М-82, приспособить же для этой цели двухместный "Ил" с АМ-38, по его
мнению, возможным не представлялось.
Утверждение С.В.Ильюшина было признано не убедительным. К тому же 8 января 1943
г. вышло "Положение о корректировочной авиации". Поэтому 7 февраля 1943 г. ГКО
своим Постановлением No. 2841 обязал Ильюшина "...до окончательной отработки
самолета-корректировщика приспособить существующий двухместный самолет Ил-2 с
АМ-38ф, установив радиостанцию РСБ и фотоустановку".
В марте 1943 г. Ил-2 - корректировщик-разведчик был построен. У Ил-2КР
полностью сохранилась конструкция и вооружение серийного двухместного "Ила" с
АМ-38ф. Изменения были внесены только в состав оборудования, в топливную систему
и в схему бронирования. Радиостанцию РСИ-4 заменили на более мощную РСБ-3бис с
большей дальностью действия, которую разместили в средней части фонаря кабины
экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним
бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа
установили фотоаппарат АФА-И (допускалась установка АФА-ИМ). Внешне самолеты
Ил-2КР отличались от серийных Ил-2 лишь наличием радиоантенны, установленной на
переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.
Летные испытания Ил-2КР (зав. No. 301896) в НИИ ВВС КА были успешно завершены в
период с 27 марта по 7 апреля 1943 г. (летчик-испытатель А.К. Долгов, ведущий
инженер Н.С.Куликов).
В отчете по испытаниям указывалось, что объем спецоборудования не в полном
объеме удовлетворяет предъявляемым требованиям к самолету данного назначения.
Тем не менее, Постановлением ГКО No. 3144 от 10 апреля 1943 г. самолет Ил-2КР был
запущен в серийное производство на заводе No. 1, которому передавалась и программа
выпуска этой модификации штурмовика завода No. 30, ввиду того что последний
получил задание на производство самолетов Ил-2, вооруженных 37-мм авиапушками
ОКБ-16 конструкции А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.
В апреле 1943 г. 30-й авиазавод сумел выпустить 65 самолетов Ил-2КР и уже 1 июля
в действующей армии имелся 41 самолет этого типа.
На фронте самолет проявил себя с наилучшей стороны. Строевым летчикам новый
вариант Ил-2 нравился. Вместе с тем летчиками отмечалось, что установка одного
фотоаппарата не обеспечивает выполнение всех задач, решаемых Ил-2КР на фронте.
Кроме того, указывалось и на совершенно недостаточное для самолета такого
назначения бронирование воздушного стрелка-наблюдателя, который очень часто
получал ранения в боевых вылетах.
Это понимали и в ОКБ С.В.Ильюшина, но любая коренная переделка бронекорпуса
означала остановку конвейера, а на такой шаг в то время пойти не могли. Только в
апреле 1945 г. в НИИ ВВС КА был предъявлен Ил-2КР (зав. No. 308099) постройки
завода No. 30 с удлиненным бронекорпусом, который включал бронирование воздушного
стрелка. Кроме того, на самолете была введена увеличенная на 6° стрельчатость
крыла и уменьшена (на 135 мм) длина деревянной части фюзеляжа.
Несмотря на благоприятный отзыв Госкомиссии, этот вариант Ил-2 в серийное
производство запущен не был как в связи с окончанием войны, так и в связи с
осознанием того факта, что для целей разведки и корректировки артиллерийского
огня необходимо создавать специальный самолет со значительно лучшими обзором и
летно-тактическими данными.
Отметим, что в строевых частях на серийных Ил-2 силами технического состава
монтировались различного рода самостийные аэрофотоустановки, обеспечивающие
маловысотную перспективную фоторазведку.
Например, в Выборгской операции в июне 1944 г. аэрофотосъемка переднего края
противника осуществлялась одиночными Ил-2 при помощи фотоаппаратов АФА-ЗС с
турельных фотоустановок, смонтированных в кабине стрелка. В период подготовки
Яссо-Кишиневской наступательной операции в августе 44-го силами фотослужбы 2-го
шак 5-й ВА на нескольких Ил-2 была осуществлена установка четырех синхронно
работающих между собой фотоаппаратов АФА-ИМ, обеспечивавших перспективную
фотосъемку с высоты 25-50 м.