Впервые идея о создании дальнего разведчика на базе бомбардировщика Ju 88А-1
был высказана в начале 1939 г. После постройки макета переделке подверглись две
машины: одна с трехлопастными винтами, другая с четырехлопастными. В начале 1940
г. оба самолета были направлены в Рехлинский испытательный центр, где получили
положительную оценку. Однако техническое управление люфтваффе приняло решение о
том, что все серийные разведчики должны создаваться на основе конструкции Ju
88А-4 с крылом увеличенного размаха и более мощными двигателями Jurno 211J,
поэтому с запуском в серию первой модификации разведчика Ju 88D-1 пришлось
повременить, ведь моторы-то не были готовы. Однако нужда в дальних разведчиках
нового типа оказалась столь большой, что в середине 1940 г. руководство
люфтваффе отказалось от прежнего решения и сделало заказ на относительно
небольшую серию машин (85 единиц), созданных на базе Ju 88А-5. Они получили
обозначение Ju 88D-2 и производились во второй половине 1940 г. -хронологически
раньше, нежели самолеты формально первой модификации Ju 88D-1.
Впрочем, еще раньше несколько Ju 88A-1 и Ju 88A-5 прошли переоборудование в
ремонтных мастерских с установкой фотоаппаратов в фюзеляже. Несколько таких
машин (в документах они обозначались Ju 88A-1(F) и Ju 88А-5(F)) имелось на
вооружении отряда дальней разведки 1(F)/121. Два импровизированных разведчика из
этого отряда были сбиты над Англией в августе 1940 г., а 7 сентября 1940 г.
английские полицейские взяли в плен экипаж Ju 88D-2 из 3(F)/123, совершившего
вынужденную посадку. Из материалов допроса известно, что разведчик D-2 имел
следующие отличия от бомбардировочного варианта А-5: передний бомбоотсек был
зашит и в нем установлен бензобак, в заднем бомбоотсеке смонтированы три
фотокамеры (две высотные типа Rb 50/30 или Rb 75/30, пригодные для ведения
съемок вплоть до высоты 8500 м, и одна Rb 20/30, которая использовалась при
фотографировании с высоты менее 2000 м). Па самолете отсутствовали тормозные
решетки и автомат пикирования. Наружные подцентропланные бомбодержатели
сохранились; их использовали для подвески одного-двух сбрасываемых топливных
баков увеличенной емкости. Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов
MG 15, при этом нередко пулемет передней точки снимали для улучшения обзора,
оставляя лишь верхнюю и нижнюю задние огневые точки.
К началу операции "Орлиный налет" еще несколько отрядов дальней разведки
получили Ju 88D-2, в том числе 1(F)/120, 1 (F)/121 и 3(F)/122, а 3 и 4(F)/121 и
2.(F)/123 в качестве временной меры были оснащены Ju 88A-5(F).
В отличие от самолетов модификации D-2 и их тропической версии D-4 (сначала их
называли Ju 88D-2/Trop), у разведчиков Ju 88D-1 фотоаппараты размещались не в
заднем бомбоотсеке, а позади него в фюзеляже. Два фотолюка располагались один за
другим справа от продольной оси; однако внутри фюзеляжа предусматривались три
фотоустановки. По каким-то причинам третью камеру (слева от оси по полету) на
D-1 не монтировали и окно в обшивке для нее не прорезали. Любопытно, что
прототип бомбардировщика А-4 (зав. № 3113), совершивший первый полет 1 ноября
1940 г., еще на стапелях был переделан в разведчик, и, строго говоря, трудно
сказать - какая из машин появилась раньше: Ju 88A-4 или Ju 88D-1.
Серийные Ju 88D-1, поступившие в дальние разведгруппы в начале 1941 г., имели
двигатели Jumo211F или Jumo 211J и увеличенный запас горючего благодаря второму
фюзеляжному бензобаку, смонтированному в заднем бомбоотсеке. Створки заднего
бомбоотсека остались такими же четырехсекционными, как и на бомбардировщике:
внутрь можно было подвешивать до 10 фотобомб типа BLC 50 для ночного
фотографирования. Антенны системы слепой посадки FuB L2 пришлось отодвинуть
немного назад. Вооружение разведчика Ju 88D-1, сбитого над Англией в апреле 1941
г. и принадлежавшего группе KGr106 включало два верхних задних пулемета MG 81 в
линзовых установках, спаренный пулемет MG 81Z в нижней люковой установке и пушку
MG/FF в лобовом стекле фонаря у навигатора.
Объем выпуска разведчиков Ju 88D в 1940 г. составил 330 машин, на следующий год
заказали уже 1000 единиц, а потом еще 350 самолетов модификации Ju 88D-1, причем
855 из них в варианте Ju88D-1/Trop (впоследствии их переобозначили в Ju 88D-3).
Реально в 1941 г. было построено 568 "восемьдесят восьмых" - разведчиков. К
началу 1942 г. почти все дальнеразведывательные авиагруппы люфтваффе имели в
своем составе самолеты Ju 88D.
В начале 1941 г. разведчики Ju 88D, состоявшие на вооружении отрядов дальней
разведки во Франции (3(F)/10, 3(F)/11, 4(F)/11, 4(F)/14 и 1(F)/120) и Норвегии
(3(F)/22 и 1(F)/121), были переброшены на Средиземное море. При вторжении в
Советский Союз 22 июня 1941 г. в составе авиационных группировок люфтваффе
имелись: 5(F)/122 в 1-м воздушном флоте; 1(F)/122 во 2-м воздушном флоте; 3 и
4(F)/121 и 4(F)/122 в 4-м воздушном флоте; 1(F)/120 в 5-м воздушном флоте - все
с Ju 88D. В этот же период "восемьдесят восьмой" - разведчик ограниченно
использовался для действий над Атлантикой в составе 3.(F)/123, летавшей с
аэродромов в Бретани.
В 1942 г. на вооружение разведывательных отрядов люфтваффе поступили самолеты Ju
88D-5, созданные на базе бомбардировщика Ju 88А-4 и отличавшиеся от D-1 иным
составом фотооборудования (два аппарата Rb 75/30 и один Rb 20/30) и более
совершенными винтами VDM. Эта модификация была по-настоящему массовой в отличие
от Ju 88D-6, единственный экземпляр которого с сентября 1942 г. состоял на
вооружении 4-го отряда "команды Ровеля" и не вернулся с задания в феврале 1943
г. Вариант D-6 отличался от предшественников применением моторов BMW 80ID с
системой высотного форсирования GM 1. Вскоре после поступления этой машины в
часть полковник Т. Ровель в рапорте командованию невысоко отозвался о надежности
ее силовой установки и порекомендовал заменить моторы более отработанными.
Однако в министерстве авиации в то время имелся собственный взгляд на проблему,
и дальнейшую работу по совершенствованию разведчиков серии D стали связывать с
применением моторов BMW 80ID в сочетании с турбокомпрессорами. Самолеты Ju 88D-6
были выпущены небольшой серией (20 единиц, модифицированных компанией DLH в
Штаакене), хотя имелись планы постройки 848 серийных машин. Разведчики D-6
непродолжительное время эксплуатировались, например, в отряде 1(F)/120. В марте
1943 г. в небо поднялся Ju 88D-7 с новой силовой установкой, включавшей
двигатели BMW 80ID в сочетании с турбокомпрессорами Р 8043. Тут же был
сформирован заказ на постройку этой модификации, но уже через два месяца от D-7
отказались в пользу более перспективного Ju 188 с гермокабиной и двигателями BMW
801J с турбокомпрессорами ТК 11.
В 1943 г. разведчики Ju 88D появились на вооружении союзников Германии: во 2-й
эскадрилье дальней разведки румынских королевских ВВС и в 1-й эскадрилье дальней
разведки венгерских ВВС.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ju.88d-1 |
Размах крыла, м |
20.08 |
Длина, м |
14.36 |
Высота, м |
5.07 |
Площадь крыла, м2 |
54.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8480 |
максимальная взлетная |
11490 |
Тип двигателя |
2 ПД Junkers Jumo-211J-1 |
Мощность, л.с. |
2 х 1175 |
Максимальная скорость , км/ч |
475 |
Крейсерская скорость , км/ч |
425 |
Практическая дальность, км |
2950 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8600 |
Экипаж, чел |
4 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|