В 1938 году командование Воздушными Войсками (Воздушные Его Величества войска)
дает задание на разработку и возможное производство легкого дивизионного
разведчика и штурмового самолета с двигателем Alfa-Romeo 126RC34 с взлетной
мощностью 565,5 kW/770 л.с. Конструкторское бюро "Български Капрони"- Казанлак,
под руководством инженера Калигариса, представляет свой проект -
КБ-11, но он отброшен.
Это - биплан, а время бипланов безвозвратно ушло. Второй проект представляет
моноплан с высоко расположенным крылом и неубираемым шасси с оригинальной, но
неудачной схемой. В аэродинамической трубе фирмы "Капрони" в Милано 07.10.1939
г. испытывается масштабная модель самолета. После снятия характеристик в трубе
приступают к постройке прототипа.
Когда прототип готов, у него столь необычный вид, что вездесущие авиационные
шутники сразу прозвали его "Квазимодо" (горбун из романа "Парижской
Богоматери").
Облет "Квазимодо" производят в апреле 1940 г. полковник Васил Вълков и
подполковник инженер Петко Попганчев. После полетов испытатели представляют
обстоятельный письменный отчет о качествах самолета, а устно заявляют, что
вторично полетели бы на этой машине только, если лично царь им прикажет.
В чем заключаются более важные недостатки самолета, отмеченные опытными
летчиками-испытателями?
-
Во время разбега самолет не удерживает направления на взлете.
-
Во время полета проявляется
передняя центровка. Управление очень тяжелое,
самолет вяло подчиняется командам.
-
При посадке касание с землей происходит под критическим для капотирования
углом.
-
Кабина экипажа расположена над крылом таким образом, что при возможном
капотировании самолета экипаж обречен.
-
Крыло ухудшает видимость пилота влево и вправо, что очень некстати в боевых
условиях.
-
Конструкция шасси неудачна, при более грубой посадке стойки, прикрепленные к
крыльям, сломаются и повредят крыло.
Мнение Вълкова, Попганчева и Технической комиссии Воздушных Войск: "В таком виде
самолет быть принят исключено!".
Руководство предприятия "Български Капрони - Казанлак оказывается в очень
трудном положении. В то же время по тому же заданию инженер Цветан Лазаров
создает свой замечательный ДАР-10А. Этот самолет ставит под угрозу будущее
самолета, сделанного в Казанлаке. Предприятие "Български Капрони", хотя и
пользовавшееся покровительством Дворца (болгарская царица Йоанна - бывшая
принцесса Джованна Савойская, дочь короля Италии - зам. авт.), опасается, что
Воздушные Войска предпочтут ДАР-10А. В спешном порядке перерабатываются чертежи
и делаются новые расчеты. Конструируется новое шасси, подобное по схеме шасси
КБ-5. Крыло приподнято еще выше и возвышается над кабиной, являясь естественной
защитой экипажа при возможном капотировании самолета. В отличие от первого
прототипа, на новом устанавливаются V-образные подкосы, подпирающие крыло, а
шасси уже прикреплено не к нему, а посредством специального узла - к фюзеляжу
самолета.
После внесенных изменений второй прототип принят без замечаний, и самолет
запущен в серийное производство. Однако, в эксплуатации самолеты показывают, что
мощность двигателя - недостаточная, и поэтому серийное производство продолжается
с установкой уже другого, более мощного двигателя.
Непосредственно перед начала Второй мировой войны между Болгарией и Польши
заключен контракт на строительство самолетов PZL-37 и доставлены двигатели
Bristol-Pegasus XXI. Но война помешала на выполнение намеченной программы и
двигатели остались в складах. Так, они пришлись очень кстати и нашли приложение
на КБ-11.
Помимо нового двигателя, в самолеты второй и третьей серии внесены изменения в
остекление кабины. Новую форму получают горизонтальная плоскость и хвостовой
кок. Небольшие изменения сделаны и в шасси. Но, несмотря на значительные
улучшения и более мощный двигатель, КБ-11 не может достичь характеристик
ДАР-10А.
КБ-11 - моноплан с высоко расположенным подкосным крылом. Конструкция -
смешанная. Крыло - деревянное, эллипсовидное в плане. Состоит из двух
полукрыльев, прикрепленных к корпусу над пилотской кабиной. Обшивка - из фанеры
и полотна. Элероны - с сервокомпенсаторами и весовой компенсацией. Имеет
клапы-закрылки, расположенные между элероном и кабиной. Рули снабжены
триммерами.
Корпус - металлическая ферма, в большей своей части обшитая дюралевой жестью.
Только нижняя сторона хвостовой части обтянута полотном.
Шасси - с шинами низкого давления с гидравлическими тормозами. Хвостовой костыль
управляем и имеет колесо с шиной низкого давления.
Кабина - очень просторная, сильно остекленная, что обеспечивает отличный обзор
пилоту и особенно - наблюдателю. Все самолеты имеют фотолюк и место для
установки аэрофотокамеры. Втора и третья серии имеют рации.
Вооружение на КБ-11 состоит из двух неподвижных синхронных 7,92-мм пулеметов.
Расположены слева и справа от двигателя. Наблюдатель вооружен сдвоенным 7,92-мм
пулеметом для защиты хвоста.
В средней части корпуса, около центра тяжести расположены бомбодержатели на 8
бомб по 50 кг или 4 бомбы по 100 кг.
Серийные самолеты КБ-11 (получивший наименование "Фазан") имеют хорошие для
своего класса летно-технические характеристики. Они принимают участие в
Отечественной войне в составе 333-й и 453-й эскадрильи близкой разведки. Но,
ввиду большого внешнего сходства с немецкими самолетами Henschel Hs 126, которые
многократно атакуют позиции болгарской армии, зенитная артиллерия прикрытия
войск иногда обстреливает самолеты КБ-11. Это вынуждает командование Воздушными
Войсками вывести эти самолеты из активной боевой деятельности.
Первые самолеты типа КБ-11 имеют трехлопастные металлические винты
"Альфа-Ромео", доставленные вместе с двигателями. Но импортные винты создают
трудности, поскольку находятся в ограниченном количестве. В отделе винтов
"Български Капрони" разрабатывается двухлопастный деревянный винт с
эквивалентными трехлопастному винту характеристиками. Их предприятие выпускает в
достаточном количестве и самолеты КБ-11 "Фазан" в основном летят с такими
винтами.
Окраска КБ-11 - типичная для боевого самолета Болгарских Воздушных Войск периода
Второй мировой войны
После Второй мировой войны Болгария передает возрождающейся авиации Югославии
большое число самолетов разных конструкции - 100 истребителя Messerschmitt
Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии
бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, как и 30 машин КБ-11 "Фазан". После
ремонта "Фазаны" летят в частях Югославских ВВС до 1956 г.