Самолетная фабрика "Български Капрони" продолжает
в 1939 году семейство самолетов "Чучулига", самолетом для фронтовой авиации КБ-5, получивший наименование "Чучулига III".
Его первый прототип имеет двигатель Walter-Castor II", с двухлопастным
металлическим винтом и покрытым обтекателем NАКА, аналогичным КБ-2А. Носовая
часть корпуса изменена, но наиболее характерным является изменение крыльевой
системы. Нижнее крыло с меньшим размахом, чем верхнее. Летные испытания
прототипа не дают расчетных данных. Поэтому на нем устанавливается двигатель Piaggio RVII C1 с трехлопастным металлическим винтом.
С этим двигателем достигаются желаемые данные, и принимается решение пустить
самолет в серийное производство.
Однако, серия из 45 машин, названных "Чучулига III" чувствительно отличается от
прототипа.
На серийных самолетах устанавливаются двигатели Walter-Pollux II с двухлопастным
деревянным винтом большого шага. Двигатель имеет обтекатель типа Townend. Шасси
совершенно новое. Оно имеет масляно-воздушные амортизаторы, шины низкого
давления с малым диаметром и гидравлическими тормозами. Топливные резервуары
имеют увеличенную емкость: с 230 дм она достигла 327 дм. Электрооборудование
получает питание от генератора, а он приводится в действие самолетным двигателем
и работает параллельно с аккумуляторной батареей.
Самолетный двигатель запускается посредством сжатого воздуха. Двигатель оснащен
противопожарной системой "Нок-аут", сигнализирующей о пожаре и гасящей пожар с
помощью тетрахлора и двуокиси углерода. Дополнительный противопожарный кран
"Силма" прекращает подачу бензина в карбюратор в случае пожара.
Самолеты КБ-5 имеют радио- и фотооборудование.
Новое изменение вносится в крыльевую систему серийных машинах. Сокращен размах
верхнего крыла: с 11,54 м до 10,90 м. Для сохранения площади элеронов и их
эффективности они выступают вне контура задней кромки крыла. Они оснащены
сервокомпенсаторами. Увеличен и дугообразный паз в центроплане над пилотскими
местами.
Самолеты КБ-5 "Чучулига III" имеют стрелковое и бомбовое вооружение. Один
7,7-миллиметровый пулемет FK-33 монтирован в нос самолета, сверху справа и
синхронизируется с двигателем для стрельбы через винтовой круг. Второй пулемет
калибра 7,7 мм FK-36 установлен за кабиной наблюдателя для защиты задней
полусферы. Слева и справа на нижнем крыле ближе к корпусу монтированы по четыре
бомбодержателя для бомб по 25 кг.
КБ-5 - разведочный, легкий штурмовой и связной самолет. Он находится на
вооружение в 113, 123, 453 и 463 разведочных эскадрильях. По три самолета
получили командование 5-го бомбардировочного полка в Пловдив (Dornier Do 17M и
Avia 71) и штаб Морской ескадрильи во Варне (Arado Ar 196 и Heinkel He 60) в
качестве связных,
Во время Отечественной войны машины этого типа принимают участие в боевых
действиях Воздушных Войск. Самолет находится на вооружении до начала пятидесятых
годов как учебно-тренировочный.
КБ-5 "Чучулига III" - двухместный биплан смешанной конструкции. Шасси не
убираются. Крылья - разного размаха: нижнее крыло меньше верхнего. Каждое крыло
состоит из двух полукрыльев, связанных между собой посредством N-стоек и
кабелей. Лонжероны - деревянные, 2 шт. Обшивка центроплана и крыльев до первого
лонжерона - из фанеры. Остальная часть обтянута импрегнированным полотном.
Лонжероны на центроплане - металлические. Это - трубы из хроммолибденовой
стали, имеющие на оконечностях узлы для захвата верхних полукрыльев. Стыки между
центропланом и полукрыльями закрываются металлическими лентами.
Корпус представляет ферму из сварных тонкостенных
бесшовных стальных труб. В
передней части оформлены две силовые пирамиды - сверху для центроплана и снизу -
для V-образных стоек шасси. В хвостовой части имеется третья пирамида, на
которой крепятся горизонтальные плоскости. Лонжерон вертикального стабилизатора
входит в вертикально приваренную трубу, закрывающую сзади ферму корпуса. В ее
нижней части захвачен самоориентирующийся хвостовой костыль с гидравлическим
амортизатором. Передняя часть корпуса обшита целиком дюралюминиевой жестью, а
остальная часть до хвостовых плоскостей сверху обшита жестью, а снизу -
полотном.
Хвостовое оперение - металлическая конструкция, обтянутая полотном. Вертикальный
руль имеет сервокомпенсатор, а руль высоты - триммер сервокомпенсатор.
Управление вертикальным рулем - твердое, а элеронами и рулем высоты - смешанное.
Шасси состоит из двух половин, каждая из которых имеет амортизационную стойку и
V-образную стойку, шарнирно связанную в верхней оконечности с силовой пирамидой,
а в нижней оконечности - с амортизационной стойкой. Последняя в верхней своей
оконечности тоже прикреплена к пирамиде на шарнирах. В нижней части V-стойки
прикреплена посредством сварки ось колеса.
Винт - двухлопастный, деревянный, с большим шагом и диаметром 2,88 м. Изготовлен
из орехового дерева и обтянут льняным полотном, покрытым лаком. Его передняя
кромка защищена заменяющимися профилями из латуни, закрепленными латунными
винтами.
Окраска КБ-5 такая же, как и у КБ-4. Было несколько учебных машин, целиком
окрашенных в серебристый цвет, причем синий обтекатель двигателя и синий клин по
протяжению от носовой части до хвостового оперения сохранялись. После войны было
несколько агитационных машин КБ-5 с красным носом и "пламя" по
фюзеляжу.