В 1936 году инженер Чезаре Палавичина от итальянской фирмы "Капрони ди Милано",
на базе двухмоторного 10-местного легкого транспортного самолета Caproni Ca 308
Borea, создает самолет Caproni Ca 309 Ghibli.
Это - типичный представитель класса "колониальных" самолетов. Предназначен в
основном для авиационных формаций Италии в Восточной и Северной Африке. Ca 309
Ghibli - многоцелевой самолет, который можно легко перестраивать из
транспортного в легкий бомбардировщик, штурмовик или фоторазведчика.
Пространство за пилотской кабиной легко превращается в пассажирский салон,
грузовое помещение или в помещение для перевозки больных и раненых на 6
носилках, которые могут быть установлены на специальных узлах. Стрелковое
вооружение состоит из двух неподвижных пулеметов "Сафат" с боекомплектом по 500
патронов в каждом, вмонтированных в основу крыльев, и одного подвижного пулемета
"Люис" с боекомплектом 500 патронов в носовой части (канцела) самолета.
Ca 309 Ghibli имеет два рядных двигателя с воздушным охлаждением Alfa-Romeo 115
с взлетной мощностью 143 кв/195 л.с.
В 1939 году на самолетной фабрике "Български Капрони"- Казанлык приступают к
производству серии самолетов Ca 309 для нужд болгарских Воздушных Его Величества
Войск. Самолеты претерпели существенные изменения в сравнении с базовым
итальянским самолетом и получают обозначение КБ-6 (но станет более известен как
КБ-309) и наименование "Папагал" (русский - "попугай"). По требованию
командования Воздушными Войсками, самолет строится как легкий транспортный.
Пулеметное вооружение снято, но остались бомбардировочное вооружение и
аэрофотоаппаратура. В целях использования этого самолета как тренировочного для
бомбометания, он имеет два пневматических бомбосбрасывателя, каждый на 16 легких
(12 кг) бомб.
Прицел и управление бомбосбрасывателями осуществляются из передней кабины.
Автоматическая фотокамера для съемок планом и перспективных съемок монтируется
на месте перед правым пилотом. В случае выполнения аэрофотосъемок сиденье
правого пилота демонтируется, на его месте кладется матрац, и фотооператор
работает лежа.
В болгарском варианте изменена конфигурация хвостовой части. В итальянском
самолете, в случае поломки стойки хвостового колеса, или если лопнет его шина,
существует большая вероятность удара хвоста о землю и его повреждения. В
болгарском варианте хвостовой кок сильно урезан.
Неубираемое шасси "Гибли" целиком одето в аэродинамические обтекатели. Они,
возможно, подходят для сухих аэродромов Италии и Африки, но на грунтовых
аэродромах в Болгарии осенью, зимой и весной такие обтекатели создали бы
непреодолимые трудности. Поэтому КБ-309 "Папагал" имеет открытые колеса.
Салон за пилотской кабиной хорошо остеклен. В нем могут быть расположены
пассажирские сиденья, а на некоторых самолетах монтирована радиоаппаратура и
созданы четыре рабочих мест для обучения бортовых радистов.
Основное различие между Ghibli и "Папагал" - в двигателях. На КБ-309 установлен
8-цилиндровый рядовой V-образный двигатель с воздушным охлаждением Argus As 10C.
Максимальная мощность этого двигателя - 176,4 kW/240 л.с. против 143 kW/195 л.с.
итальянского самолета с двигателе Alfa-Romeo 115.
С перечисленными изменениями серия самолетов КБ-309 "Папагал" принята на
вооружение в Воздушных Войсках в 1940 году. В целом летчики не в особенном
восторге от летных качеств новых самолетов. Основной их недостаток - известная
неустойчивость по курсу при взлете и в полете. Но, несмотря на этот недостаток,
КБ-309 оказывается надежным и непретенциозным самолетом. Он служит как легкий
транспортный, связной и учебный самолет до конца 1946 года.
КБ-309 "Папагал" - двухмоторный, свободнонесущий моноплан с низко расположенным
крылом и неубираемым шасси. Крыло -деревянной конструкции, цельное, не
разбираемое, связано с корпусом. Два лонжерона с обшивкой из фанеры до первого
лонжерона, а за ним обшивка - из полотна. Имеет клапы - подкрылки, от элерона до
корпуса снизу на левом и правом крыле. Привод в движение подкрылков-
гидравлический.
Хвостовые плоскости - деревянной конструкции, обшивка - из фанеры и полотна.
Рули имеют весовую компенсацию и снабжены управляемыми из пилотской кабины
триммерами.
Корпус имеет смешанную конструкцию. Передняя часть изготовлена из стальных
профилей и труб, обшитых жестью, причем дана округлая форма. Задняя часть (после
крыла), представляет собой ферму из стальных труб, связанных посредством газовой
сварки. Обшивка задней части - из импрегнированного льняного полотна, фанеры и
жести. Винт - двухлопастный, деревянный, изготовлен из орехового дерева и
целиком обтянут полотном. Передняя кромка покрыта бронею из латунной жести
системы "Шварц". Сверху винт обработан замазкой, отшлифован и покрыт негорючим
лаком. Спереди ступица покрыта обтекаемым колпаком, закрепленным на оси винта.
Самолеты КБ-309 имеют электрооборудование, питаемое генераторами, приводимыми в
действие самолетными двигателями. Самолеты "Папагал" оснащены
приемо-передаточной рацией "Телефункен" с внешней, постоянной, рамочной
гониометрической и спускаемой лебедочной антенной. При вариантах для обучения
бортовых радиотелеграфистов каждое рабочее место оснащено морзовым ключом и
наушниками.
Оба двигателя имеют противопожарные установки системы "Нок-аут". Каждая
установка включает сигнализатор о пожаре, находящийся в пилотской кабине и
расположенный у ручки, приводящей в действие гасящую систему соответствующего
двигателя. В зоне над карбюраторами имеется легко плавлещийся фиксатор. Если он
расплавится, освобождается пружина, которая выбрасывает красный сигнализатор
перед пилотом и информирующая экипаж о пожаре. Система гашения состоит из
емкости с 4 литрами тетрахлора, монтированной за моторамой, двух баллонов с
сжатым углекислым газом, снабженных ударным механизмом, который разбивает
мембрану и освобождает путь углекислому газу при вытягивании ручки в кабине. Газ
под давлением распыляет тетрахлор через пульверизаторы, направленные на
бензиновый насос и карбюратор двигателя. В салоне самолета на доступном месте
прихвачен ленточными затворами ручной огнетушитель с 3 литрами гасящего
состава.
Окраска самолета в верхней части крыльев, хвостовых плоскостей, двигателей, а
также верхней части и бортов корпуса - темно-зеленая. Нижняя часть корпуса,
двигателей, крыльев и хвостовых плоскостей - светло-синяя. Вдоль средней части
корпуса проходит ярко-желтый пояс, дуги крыльев - тоже ярко-желтые. На крыльях и
по бортам в белом квадрате нанесен боевой знак - черный "Андреевский крест". На
корпусе, на правом крыле сверху и на левом крыле снизу, возле "Андреевского
креста" обозначен бортовой номер самолета. Первоначальный вариант окраски с
желтыми рулями направления, но позже там нанесен болгарский флаг. В основании
вертикального стабилизатора, в белом равнобедренном треугольнике как дробь в
числителе обозначен бортовой номер, а в знаменателе - номенклатурный номер
самолета 7024.
В 1945 г. "Андреевский крест" заменили новым знаком различия - бело-красная
кокарда, пересечена зеленым бантом.