Весной 1939 году была разработана спецификация на сверхдальний высотный
самолет-разведчик с дальностью полета не менее 5000 км (3107 миль) и крейсерской
скоростью по крайней мере 450 км\ч. Фирма Тачикава, не обремененная заказами,
ответила на призыв Koku Hombu - Министерство армейской авиации. Причина
потребности в таком самолете лежала в плоскости обострения отношений с СССР в
свете поражения Японии в боях с русскими у озера Хасан в 1938 и на Халхин Голе в
1939 г. Нужен был разведчик, способный работать с баз в Маньчжурии и летать к
западу от озера Байкал.. Тачикава представила предложения согласно спецификации
Koku Hombu, составленные проектной группой во главе с д-р Х. Кимура.
Первоначальный проект разведчика Ki-74 был разработан в 1939 году. Для
достижения требуемых характеристик, Кимура выбрал два радиальных двигателя
Mitsubishi Ha-214М. Каждый двигатель развивал 2400 л.с. и работал на
шестилопастный воздушный винт. Камнем преткновения стала кабина для Ki-74,
которую необходимо было сделать герметичной для завершения проекта. Еще до Ki-74
на Тачикава велись интенсивные исследования и конструкторские разработки
гермокабины.
Герметичная кабина с наддувом для поддержания постоянного давления внутри
желательна для воздушных судов, летящих выше 3000 м, что делает работу экипажу
гораздо более комфортной, не требуется использование кислородных масок и защиты
от холода. Она также предотвращает условия, при которых возникают гипоксия,
баротравмы и кессонные болезни. Были реализованы два проекта, чтобы испытать
такую кабину. Первый - Тачикава Кi-77. Задуман он был как самолет, способный
преодолеть без посадки расстояние от Токио до Нью-Йорка. Работа над ним началась
в 1940 году. Для Ki-77 Д-р Кимура применил герметичную кабину экипажа.
Считалось, что кабина будет сохранять нормальное атмосферное давление, однако в
ходе испытаний она не оправдала ожиданий и экипаж все равно вынужден был
постоянно находиться в кислородных масках. Не получив удовлетворительного
результата с кабиной Ki-77, на фирме приступили к другому проекту - SS-1,
который являлся модификацией армейского транспортного самолета "тип LO" (кодовое
имя Тельма), который, в свою очередь, сам был построен по лицензии Локхид Модель
14 "Супер Электра". Работа по SS-1 начались в 1940 году и завершились в мае 1943
года одним единственным опытным экземпляром, последующие испытания показали
превосходные данные – в кабине экипажа уверенно сохранялось постоянное давление
и температура, позволяя обходиться без кислородных масок на высотах до 8 км.
Исследования проблем герметичной кабины и строительство опытных Ki-77 и SS-1
задержали реализацию проекта Ki-74 так сильно, что работа над ним была
приостановлена, и как только стало очевидно, что кабина нового самолета не будет
готова в ближайшем будущем весь проект лег под сукно, ни одного прототипа
построено не было.
Однако к концу 1941 года, Ki-74 проект был возрожден в целях изучения
возможности применения созданной конструкции в качестве базы для создания
дальнего высотного бомбардировщика, способного выполнять также и
разведывательные задачи. Одна из задач, предусмотренная для нового проекта была
возможность нанесения бомбовых ударов по объектам на тихоокеанском побережье
США. Для удовлетворения такого требования, необходимо было внести изрядные
коррективы в конструкцию Ki-74, первоначально спроектированного только как
разведчик. Кроме бомбового отсека и прицела, были введено бронирование кабины
экипажа и протектирование топливных баков. Предусмотренные изначально радиальные
двигатели На-214М были заменены двумя радиальными Mitsubishi Ha-211-1, каждый из
которых развивал взлетную мощность 2200 лошадиных сил. После завершения
переработки проекта он был представлен Koku Hombu который утвердил его в
сентябре 1942 года с заказом трех прототипов. В марте 1944 г. первый прототип
Ki-74 был завершен, другие два самолета были готовы вскоре после этого, они
отличалисьот первого Ki-74 только в том, что на них стояли оснащенные
турбокомпрессором двигатели Mitsubishi Ha-21 II Ru. По завершении постройки этих
трех прототипов начались их испытания. Поведение их в воздухе было признано
приемлемым, однако двигатели На-211-1 и На-211-1 RU оказались недовведенными,
они постоянно перегревались и часто выходили из строя. Вскоре были заказаны 30
самолетов предсерийной партии, но из-за серьезных проблем с двигателями было
принято решение заменить их на менее мощные, но зато отработанные и надежные
Mitsubishi Ha-104Ru по 2000 л.с. Реально до конца войны успели построить 13 штук
из этой партии плюс один прототип с увеличенной до 12 тыс. км дальностью полета.
9 бомбардировщиков на момент июля 1945 года состояли на вооружении 2-го чутая
90-го сентая и проходили интенсивную подготовку экипажей в
летно-исследовательском центре на аэродроме Фусса.
По конструкции Ki-74 был выполнен со среднерасположенным крылом по сравнению с
первоначальным проектом, являвшемся низкопланом. Герметичная кабина
располагалась в передней части, причем рабочее место пилота с фонарем было
сдвинуто на полметра влево (как на нашем Ер-2 первых серий) для обеспечения
хорошего обзора на взлете ввиду того, что остекление кабины было мало, чтобы
обеспечить герметичность, по сравнению с классическими фонарями. Экипаж самолета
состоял из пяти человек – пилота, второго пилота, бомбардира, штурмана,
выполняющего также функции радиста и стрелка. Оба пилота размещались тандемом
друг за другом в верхней части кабины, бомбардир располагался в носовой части
самолета, рабочее место штурмана было сразу за кабиной пилотов, а стрелок
размещался за бомбоотсеком в нижней части фюзеляжа. Поскольку Ki-74
предполагалось использовать на больших высотах, где вероятность перехвата была
невысока, оборонительное вооружение решено было применить минимальное, состоящее
только из одного 12.7-мм пулемета Но-103, который располагался в хвостовом
конусе и управлялся дистанционно. В походном положении пулемет прикрывался
обтекателем, который срывало при первых же выстрелах. Перископов для наводки
пулемета предусмотрено не было, прицеливание происходило "на глазок" через
остекление в уступе в нижней части фюзеляжа сразу за бомбоотсеком. Сектора
наведения были весьма ограничены – по 30 град. в стороны и +\- 35 вверх\вниз так
что рассматривать это вооружение серьезно нет смысла, поскольку попасть из этого
пулемета во что-либо вероятно было невозможно, скорее всего он служил для
отпугивания одиночных истребителей. В бомбоотсек Ki-74 мог брать 1 тонну бомб, в
том числе объем бомбоотсека допускал загрузку тандемом двух 500-кг бомб или
четырех 250-кг или же одной 800-кг, рассматривалась возможность и подвески в
бомбоотсек даже сверхмощной авиаторпеды Тип4 массой 1200 кг, однако до
практического воплощения дело не дошло. Вообще, если судить по объему
бомбоотсека, самолет явно проектировался с замахом на перспективу, чтобы без
существенных переработок увеличить боевую эффективность.
С началом строительства опытной партии Ki-74 началось планирование их боевого
применения. Как только первые предсерийные Ki-74 были построены, их тут же
собрали в чутай и начали подготовку экипажей для проведения массированных
бомбардировок авиабазы B-29 на Сайпане. Хотя большая часть из построенных Ki-74
были бомбардировщиками, на его базе был реализован еще один проект. В 1944 году,
четвертый предсерийный Кi-74 был модифицирован для сверхдальнего перелета до
Германии. На самолет установили двигатели На-211-I-Ru, был увеличен объем
топливных баков, кроме того в бомбоотсек установили еще один дополнительный бак,
вследствие чего дальность полета увеличилась до 12000 км (7456 миль) -
достаточно, чтобы совершить перелет из Токио в Берлин. Кроме того, было удалено
все бомбардировочное оборудование, а за кабиной экипажа был предусмотрен
герметичный отсек для 5-6 пассажиров. Перелет Ki-74 в Германию был запланирован
на март 1945 года, однако несколько раз откладывался по различным причинам и в
конце концов Германия успела капитулировать. Пятнадцать остальных Ki-74 так и не
вступили в бой отчасти из-за того, испытания еще небыли закончены, а отчасти
из-за царившего в последние месяцы войны раздрая в руководстве страны.
До окончания боевых действий были предложены еще два варианта Ki-74. Первый -
модификация Ki-74 в дальний транспортный самолет, но вскоре от него отказались.
Второй – дальний бомбардировщик Кi-74-II. Сохранилась лишь отрывочная информация
о проекте Ki-74-II, известно, что по сравнению с Ki-74-I конструкция была
значительно переработана. Изменения коснулись кабины экипажа, объем которой был
уменьшен и смещен вперед к носу. Это позволило разместить более обширный
бомбовый отсек, что было необходимо для размещения запланированных 2 тонн
бомбовой нагрузки. В связи с большей массой самолета, дальность полета была
уменьшена и оценивается в 7144 км (4439 миль) (по сравнению с 8000 км у
Ki-74-I). Также из-за возросшей массы, Ki-74-II шасси самолета были оснащены
спаренными колесами. Для Ki-74-II были также перепроектированы крылья, профиль
которых стал более тонким и близким к ламинарному. Планировалось усиление
вооружения. Правда, в части состава и размещения вооружения нет ясности. По
крайней мере существуют две версии состава вооружения. В одной из них в
хвостовой установке планировалось установить или два 12.7-мм пулемета Но-103,
либо одну 20-мм пушку Но-5. Другой вариант предполагал, что одна 20-мм пушка
должна была устанавливаться в хвостовом конусе, как на первой модели, а пара
пулеметов Но-103 в дистанционно-управляемых установках по бортам хвостовой
части. Эти установки копировались с закупленного в Германии еще в 1942 году
тяжелого истребителя Ме-210. Проектирование Ki-74-II велось с начала 1945 года,
но до конца войны завершено не было.
Благодаря своей долгой истории развития в США было известно о Кi-74, однако
назначение самолета американцам известно не было до самого конца войны. Думая,
что Кi-74 это проект тяжелого истребителя, он первоначально получил кодовое имя
"Pat". После августа 45-го ошибка стала очевидной, и кодовое имя изменили на “Patsy”.
Всего было построено 16 штук – 3 прототипа, 12 предсерийных и один сверхдальний
транспорт. На конец войны уцелело четыре штуки, которые были вывезены в США. Два
были захвачены американцами на заводском аэродроме в Тачикава, еще два на
испытательном аэродроме авиабазы Фусса у г. Тама (сейчас авиабаза Ёкота).
-
FE-2206 на 1 августа 1946 находился в испытательном центре в Нью Арк, штат
Нью Джерси (Atlantic Overseas Air Material Center), но позже отправлен на
утилизацию.
-
FE-2207. Этот экземпляр в августе 46-го находился на хранении на аэродроме Олмстед Филд в Middleton Air Material Aria, Пенсильвания. Он был намечен для
передачи на хранение в музей Парк-Ридж в сентябре 1946 года, но далее след его
теряется, вероятнее всего он был отправлен на металлолом.
-
FE-2208. Как и FE-2206, этот Ki-74 был размещен в Atlantic Overseas Air
Material Center. Но в августе 46-го его постигла та же участь.
-
FE-2209 – третий Ki-74, который испытывался в Atlantic Overseas Air Material
Center и также был разрезан на металлолом осенью 46-го.
(c) Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki.74 |
Размах крыла, м |
27.00 |
Длина, м |
17.65 |
Высота, м |
5.10 |
Площадь крыла, м2 |
80.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10200 |
максимальная взлетная |
19400 |
Тип двигателя |
2 ПД Mitsubishi Ha-104 Ru |
Мощность, л.с. |
|
взлетная |
2 х 2000 |
маршевая |
2 х 1750 |
Максимальная скорость , км/ч |
570 |
Крейсерская скорость , км/ч |
400 |
Практическая дальность, км |
8000 |
Скороподъемность, м/мин |
471 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
один 12,7-мм пулемет "тип I на дистанционно управляемой установке в хвосте фюзеляжа;
до 1000 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|