Судьба самолёта Latecoere
Late 299 является одной из самых неординарных за всю
историю морской авиации. Начало проектирования Latecoere 299 было положено 8
марта 1937 года, когда Морское Министерство Франции одобрило общую программу
обновления самолётного парка. До этого времени основу морской авиации
по-прежнему составляли бипланы различного назначения, часть из которых имела
корни ещё в Первой Мировой войне. Были, конечно и монопланы, но их число никак
нельзя назвать большим, а по своим характеристикам они недалеко ушли от
бипланов. Очевидно французское командование также сильно тяготело к ажурным
бипланным конструкциям, как и британское. Новая программа строительства
современных морских самолётов должна была положить этому конец. Среди прочих
спецификаций появилось задание на проектирование самолётов категории SB
(наблюдатель-бомбардировщик). Нельзя сказать, что здесь сильно ощущалось
стремление получить "сразу всего и побольше", но данная спецификация
предусматривала создание сразу трех типов самолётов: одномоторный гидросамолёт
массой до 3500 кг, двухместный гидросамолёт массой до 1600 кг и двухмоторный
самолёт со складным крылом для базирования на авианосце "Bearn". Перед ними
ставилось сразу несколько задач. Самолёты должны были вести наблюдение,
устанавливать контакт с подводными лодками противника, бомбить с горизонтального
полёта или торпедирование, а также прикрытие дружественных судов дымопуском.
Максимальная скорость должна была составлять не менее 300 км\ч. Среди такого выбора можно было запросто растеряться, но логика подсказывала, что
достойно справиться со всеми поставленными задачами сможет только двухмоторный
самолёт, желательно выполненный в виде летающей лодки. Но в этом случае
неизбежно возникала проблема больших геометрических размеров, из-за которых
самолёт мог легко не вписаться в габариты ангара авианосца. Тогда решили, что
оптимальным вариантом будет постройка 2-3 местного одномоторного гидросамолёта.
Такая перемена оказалась как раз на руку фирме Societe Industrielle d'Aviation
Latecoere, в мае 1936 года успешно испытавшей поплавковый гидросамолёт Latecoere
298. По некоторым параметрам, как например скорость полёта, он немного не
вписывался в требования, но в остальном его сочли вполне пригодным для доработки
под категорию SB. Подобный "маневр" позволил легко обойти конкурентов, сократив
время проектирования самолёта. Тем временем министерство поразмыслило, и в
декабре 1937 года выдало обновленную спецификацию, в которой указывалась
скорость в 400 км\ч, а время складывания и раскладывания крыла не должно было
превышать 3 минуты. В такие параметры Latecoere 298 явно не укладывался, поэтому
пришлось дорабатывать фюзеляж, оперение и крыло, а также надо было предусмотреть
установку более мощного мотора. В июне 1938 года макет Latecoere 298 был
переработан соответствующим образом и представлен оценочной комиссии. Новый
самолёт, кстати перешедший на обычное колесное шасси, получил название Latecoere
299. Предварительный проект понравился высшим чинам морской авиации, тем более
что разрабатывался он на основе уже серийного торпедоносца. Первый заказ на два
прототипа был получен 5 июля 1938 года с окончательной датой поставки не позднее
чем 5 июля следующего года. Оба опытных образца были построены и успешно прошли
весь комплекс испытаний. Единственное, чего пока не смогли добиться инженеры
фирмы Latecoere, так это получение максимальной расчетной скорости. В серийное
производство Latecoere 299 запустить так и не успели - помешала капитуляция
Франции. Дальнейшее развитие этого самолёта сочли второстепенной задачей и все
работы по нему в июле 1940 года остановили. Два Latecoere 299 так и остались стоять в ангаре, а чтобы добро не пропало даром
с них потихоньку стали снимать запчасти для других самолётов. Казалось бы им
уготована незавидная участь быть разобранными собственным техническим
персоналом, однако помощь подоспела с совершенно неожиданной стороны. Осенью 1940 года были возобновлены работы по проектированию и постройке
двухмоторного истребителя Arsenal VB.10 с тандемным расположением моторов.
Несколькими месяцами ранее Министерство Авиации подписало контракт на постройку
30 серийных самолётов, хотя строить прототип ещё даже не начинали. Этот
истребитель был разработан конструкторами Верниссом и Гатье и имел весьма
многообещающие характеристики, так что VB.10 попал в разряд приоритетных
разработок. Поскольку теперь спешить было некуда Вернисс "выторговал" у DTI
(Управление Перспективной Техники) оба прототипа Latecoere 299. Сделать это было
нетрудно, так как эти самолёты внезапно оказались невостребованными. Вернисс
предложил использовать их для отработки установки тандемных моторов HS 12Z,
соединенных между собой системой передачи Arsenal 200 и вращавших в
противоположных направлениях два соосных винта диаметром 3,2 метра. Из-за этого
пришлось сделать кабину одноместной и сдвинуть её ближе к хвосту, однако в
хвостовой части оставили место для механика, который мог регулировать работу
силовой установки. Реконструкция самолёта началась в 1942 года и после переработок он получил новое
обозначение Latecoere 299A. Когда самолёт был практически готов к испытаниям
оказалось, что моторы HS 12Z получить в ближайшее время не реально и вместо них
были установлены менее мощные, но вполне доступные HS 12Y-31 (800 л.с.).
Довершить дело до конца помешала полная оккупация страны, однако Верниссу
удалось каким-то чудом убедить немцев продолжить постройку опытных образцов, что
и было сделано в 1943 г. В результате задержек Latecoere 299A выкатили на
взлётное поле только в апреле 1944 года, после двух месяцев предварительных
статических испытаний. В воздух он никогда не поднимался. Немецкие пилоты на
авиабазе Брон предприняли на нем несколько пробежек закончившиеся капотированием
с повреждением носовой части фюзеляжа. Latecoere 299A снова отправили на ремонт,
где он и дождался налета налёта союзной авиации. 30 апреля 1944 года этот
самолёт сгорел в ангаре, оставив Вернисса без испытательного стенда. Вот так прозаически закончилась жизнь Latecoere 299, который вполне мог бы стать
одним из массовых морских самолётов Франции.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Late 299 |
Размах крыла, м |
15.64 |
Длина, м |
12.28 |
Высота, м |
4.46 |
Площадь крыла, м2 |
34.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3170 |
нормальная взлетная |
4650 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 12 Y-43 |
Мощность, л.с. |
1 х 920 |
Максимальная скорость , км/ч |
345 |
Крейсерская скорость , км/ч |
275 |
Практическая дальность, км |
900 |
Cкороподъемность, м/мин |
348 |
Практический потолок, м |
6600 |
Экипаж |
3 |
Вооружение: |
два неподвижных и один наводящийся вручную 7,5-мм пулемет Darne до 900 кг бомб или глубинных бомб или осв. ракет. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|