Медленные темпы введения в строй PZL-23 Карась, предназначенного для выполнения разведывательных функций и бомбардировки, потребовало от военного
министерства заказа на легкий разведчик-бомбардировщик LWS-3 с двигателем G-1620bis. Проект был разработан в 1936 году инженером Збиславом Циолкоч. Фюзеляж был готов к концу 1937 года, однако на этом возникли
проблемы с двигателем. В итоге было решено ставить двигатель Гном-Рон.
В итоге первый прототип взлетел в апреле 1938 года. Самолет показал хорошие летные характеристики и был рекомендован для серийного производства. осенью 1938 года была закончена постройка второго
прототипа, на котором были внесены некоторые изменения, в частности был установлен двигатель GR-14M05, а также металлический трехлопастный винт. В бюджет 1938\39 гг была заложена сумма на закупку 150
экземпляров LWS-3. первая партия должна была быть оснащена импортными двигателями GR-14M05, а следующая местными Авиа GR-14M07. однако больше всего подверглось изменениям состав вооружения - два
пулемета PWU/FK-36B перенесли с стоек шасси на двигатель. Серийное производство началось в марте 1939 года и до июня было произведено первая серия из 30 самолетов. В процессе производства не обошлось
без трудностей - не хватало прежде всего импортных комплектующих - это и понятно Европа готовилась к войне.
3 апреля 1939 года был подписан и первый иностранный контракт - Болгария хотела получить 48 фюзеляжей без двигателей и крыльев. Так называемый LWS-3B должен был на месте получить итальянский двигатель
ФИАТ A74RC38. Срок доставки был определен концом 1939 - началом 1940 года. Несмотря на международную ситуацию уже летом 1939 года была готова первая партия самолетов для Болгарии.
Всего к 1 сентября 1939 года было произведено 30 LWS-3А, но только 2 самолета были готовы для полетов, 10 следующих были готовы, но на них не хватало запчастей на винты. Остальные находились в разной
степени сборки. После начала войны две "Мевы" 2 числа эвакуировали на восток, а остальные рассредоточили, передав по различным подразделениям. На сегодняшний день известны следующие:
-
23 Е.О. 2 LWS-3 перегнанные на аэродром Марковицы около Станислова 12 сентября были разбиты в последующие дни;
-
24 E.R. в эскадре находился первый прототип LWS-3/I, который был эвакуирован. Сбит во втором боевым вылете 17 сентября во время атаки немецкой колонны в районе Городенки. После вынужденной посадки
пилот Фелик Собиральский и летнаб Раножек подожгли свой самолет, чтобы он не достался врагу.
-
26 E.O. 2 самолета были включены в состав подразделения 11 сентября на аэродроме Любень Великий недалеко от Львова. Самолеты были потеряны к 18 сентября.
Несобранные машины немцы захватили прямо на заводе. Однако на них не было никакой документации, так как инженер Александр Сипович вывез ее из страны, намереваясь развернуть производств "Мев" в
Болгарии. Однако до страны они не дошли, оставшись в сейфе военного атташе в Бухаресте.
Болгары же при помощи итальянцев на основе поставленных фюзеляжей смогли разработать собственный самолет КаБ-11 Фазан с польскими двигателями PZL Pegas XIX, 60 штук которых Варшава успела поставить до
начала войны (еще несколько десятков передали немцы в 1941 году из польских запасов). В 1942 году было произведено 42 КаБ-11, из которых 16 после войны передали Югославии в качестве репараций.
Модификации
: |
|
|
LWS-3A |
первый
серийный вариант. |
LWS-3B |
предложенная
для ВВС Болгарии серийная модель, идентичная самолету LWS-3A, но со звездообразным двигателем Fiat
A.74RC мощностью 860 л.с. |
LWS-7 Mewa 2 |
предложенная
для ВВС Болгарии усовершенствованная модификация самолета Мева; должна была
иметь крыло увеличенного размаха и
усовершенствованной конструкции;
предназначалась для применения
звездообразного двигателя PZL Legwan
мощностью 900 л.с. польского производства. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
LWS-3/I |
Размах крыла, м |
13.45 |
Длина, м |
9.50 |
Высота, м |
2.65 |
Площадь крыла, м2 |
26.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1748 |
нормальная взлетная |
2450 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome-Rhone 14М-05 Mars 5 |
Мощность, л.с. |
1 х 730 |
Максимальная скорость , км/ч |
360 |
Крейсерская скорость , км/ч |
310 |
Практическая дальность, км |
700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
600 |
Практический потолок, м |
8500 |
Экипаж,чел |
2 |
Вооружение: |
три 7.92-мм пулемета wz.36B |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|