Для замены разведывательно-наблюдательных самолётов Thomas-Morse O-19 и
Douglas O-38 в 1934 году командование USAAC выработало новую спецификацию, в
соответствии с которой предстояло создать трехместного "воздушного наблюдателя"
в более высокими ТТХ. За разработку такой машины взялась фирма General Aircraft,
которая в 1935 году представила проект под фирменным обозначением GA-15. Военные
одобрили новую разработку, однако, пока на предприятии в г.Дандолк (Dundalk)
велась подготовка рабочих чертежей и изготовление опытного образца, General
Aircraft перестала существовать как независимая компания, а контракт на сборку
прототипа, а затем и серийных самолётов, автоматически перешёл к фирме
North-American. В январе 1936 года название GA-15 было изменено на ХО-47.
Самолёт-наблюдатель ХО-47 (s/s 36-145) представлял собой свободнонесущий
моноплан цельнометаллической конструкции с радиальным двигателем Wright
R-1820-41 "Cyclone" мощностью 850 л.с. При его проектирование особое внимание
уделялось обзорности, обеспечить которую традиционными способам было почти
невозможно. По этой причине разработчики решили сделать характерный
подфюзеляжный выступ ("живот гуппи") с бортовыми и нижними окнами, где
размещалось место наблюдателя с фотооборудорванием, совмещавшего также
обязанности второго пилота. Соответственно, крыло пришлось поднять вверх, что
предопределило схему среднеплана. Кабины для пилота и воздушного стрелка были
отдельными, но закрывались общим фонарем с большой площадью остекления. Шасси
самолёта было трехопорным: основные стойки и колеса убирались в консоли крыла по
направлению к законцовкам, но хвостовое колесо оставили неубираемым. Вооружение
состояло из одного 7,62-мм пулемета в правой консоли крыла с боекмоплектом 200
патронов и одного подвижного 7,62-мм пулемета Colt-Browning на турели у стрелка
с боекомплектом 600 патронов.
Испытания прототипа ХО-47 были проведены в 1936 году. Несмотря на ряд
технических недоработок самолёт был принят на вооружение USAAC, командование
которого в феврале 1937 года подписало контракт на изготовление первых 106
экземпляров под обозначением О-47А (фирменное обозначение NA-25). На этих
самолётах были проведены небольшие доработки и устанавливались двигатели Wright
R-1820-49 мощностью 975 л.с. В скором времени последовал дополнительный заказ на
40 экземпляров, поставку которых завершили в 1938 году. Серийные номера обеих
серий находились в диапазонах от 37-260 до 37-368 и от 38-271 до 38-325.
В течении 1939 года фирма North-American построила ещё 74 самолёта с серийными
номерами от 39-139 до 39-141, которые отличались двигателем Wright R-1820-57
мощностью 1060 л.с., доработанной системой охлаждения двигателя, улучшенным
радиооборудованием и дополнительным 50-галлонным топливным баком. Эти машины
обозначались как О-47В (фирменное обозначение NA-51). Далее никаких модернизаций
существующей конструкции не проводилось, за исключением того, что в 1940 году
один самолёт проходил испытания на поплавковом шасси.
В предвоенный период "наблюдатели" типа О-47 использовались только для
тренировочных полётов, причем 143 самолёта впоследствии было передано US
National Guard. Это решение было вызвано получением данных о боях в Европе, где
одномоторные разведчики типа Mureaux 117 и Henschel Hs-126 несли существенные
потери. Тем не менее, при активном участии О-47 в течении 1941 года были
проведены общевойсковые маневры в штатах Луизиана, Северная и Южная Каролина.
Вместо них соединения первой линии стали получать легкие самолёты фирм Aeronca и
Piper.
Тем не менее, острая потребность в боевых самолётах заставила задержать О-47 в
переформированных USAF ещё на некоторое время. Когда США вступили во 2-ю мировую
войну эти машины привлекли к патрулированию береговой линии на Восточном
побережье, буксировке мишеней, тренировок пилотов и связных функций. Более того,
в январе 1942 года десять О-47В на транспортном судне отправили в Сингапур для
обеспечения патрулирования и разведки в районе Малайского полуострова, где ещё
оставались войска Британского Содружества. Впрочем, до того, как самолёты успели
прибыть по месту назначения, Сингапур капитулировал и О-47В отправились в
Австралию, где и оставались до конца войны. Ещё несколько самолётов-наблюдателей
оставили для прикрытия зоны Панамского канала, причем 8-го июня 1941 года один
О-47В был потерян в результате потери ориентации.
В США одним из последних свои О-47В сдал 82 Observation Squadron,
дислоцированный на авиабазе Салинас в штате Калифорния, после чего оставшиеся
самолёты стали отправлять на склады и постепенно разбирать на металл. К
настоящему времени сохранилось четыре самолёта, которые принадлежат различным
музейным экспозициям на территории США.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
O-47A |
Размах крыла, м |
14.10 |
Длина, м |
10.01 |
Высота, м |
3.60 |
Площадь крыла, м2 |
33.38 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2737 |
нормальная взлетная |
3770 |
Тип двигателя |
1 ПД Wright R-1820 Cyclone |
Мощность, л.с. |
1 х 1060 |
Максимальная скорость , км/ч |
365 |
Крейсерская скорость , км/ч |
322 |
Практическая дальность, км |
1352 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7345 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два 7.62-ммпулемета |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|