В начале войны советская разведывательная авиация имела на
вооружении, главным образом, устаревшие самолеты СБ, Р-5, P-Z. Также в части
успели поступить несколько десятков Як-2 и Як-4, оказавшиеся малоудачными. К
началу августа 1941 г. свыше 80% самолетов-разведчиков погибли во время боевых
вылетов, а оставшиеся не могли успешно действовать в условиях господства в
воздухе немецких истребителей. Между тем, командование Красной Армии остро
нуждалось в информации о том, что происходило по ту сторону фронта. В качестве
наиболее предпочтительного кандидата на роль воздушного разведчика Пе-2 в то
время оказался вне конкуренции: он имел достаточно высокую скорость, мог нести
необходимое фотооборудование, был относительно неплохо вооружен и живуч.
Дополнительным достоинством считалось наличие трех членов экипажа, из которых
двое могли вести визуальную разведку в ходе всего полета.
На первых порах в качестве разведчика использовался серийный бомбардировщик,
оборудованный штатным фотоаппаратом АФА-Б. С августа 1941 г. параллельно с
бомбардировщиками на заводе № 22 был запущен в серию специальный
разведывательный вариант, именовавшийся «Пе-2-разведчик» (Пе-2Р).
Среднемесячный темп выпуска таких машин в годы войны составлял 15-20 единиц, т.
е. 7-10 % от общего числа построенных. Обычно разведчиками являлись головные
самолеты серии, которым уделялось особое внимание.
Разведывательные Пе-2 делались на базе разных серий и поэтому имели их многие
характерные признаки: различное вооружение, аэродинамические улучшения, тип
моторов и так далее. Но были у них и общие черты. На разведчиках заводского
изготовления (переоборудование бомбардировщиков в разведчики производилось и
непосредственно в частях, но там оно обычно сводилось к установке дополнительных
фотоаппаратов) отсутствовали тормозные решетки, на них в основном ставили моторы
М-105РА, отделка самолетов была более тщательной, иногда полировали крыло до
трети хорды. Летные данные разведывательных машин оказывались несколько выше,
чем у обычных бомбардировщиков той же серии, а порой даже превышали показатели
опытных самолетов. Однако в периоды, когда на завод № 22 не поступали
качественный листовой алюминий и профили, скорость «пешек»-разведчиков падала до
«неприличной» величины. Так, в ноябре 1942 г. в НИИ ВВС проходил испытания
очередной Пе-2 зав. № 5/129 в варианте разведчика, который даже без наружных
подвесок сумел разогнаться только до 492 км/ч на расчетной высоте 4700 м. (Для
сравнения отметим, что Bf 109F и G имели превосходство в скорости в 100 км/ч и
более).
Разведчики, как правило, имели увеличенный запас горючего за счет размещения
дополнительных емкостей в бомбоотсеке, или, что происходило чаще, применяли
подвесные сбрасываемые баки. Их подвешивали на замках подфюзеляжных
бомбодержателей. Изготовлялись баки из бумаги с добавлением обработанного особым
образом и застывшего раствора сульфатной крафт-целлюлозы, промазанной казеиновым
клеем. Для придания необходимой жесткости конструкции внутри бака
устанавливались фанерные перегородки-шпангоуты с вырезами. В каждый резервуар
сигарообразной формы можно было вместить 335 л бензина, но обычно заливали не
более 290 л.
Самолет с подвесными баками выполнял те же маневры, что и обычный Пе-2, за
исключением крутых пикирований - вероятность смятия или отрыва дополнительных
емкостей оказывалась велика. Подвеска баков снижала максимальную скорость
горизонтального полета на 30-35 км/час на всех высотах, а потолок - на 300-400
м. При этом удлинялся разбег и ухудшалась скороподъемность, зато радиус действия
увеличивался с 450 км до 625-650 км. После использования баки сбрасывались, и
аэродинамика машины улучшалась.
Спецоборудование разведчика несколько отличалось от аналогичного у
бомбардировщика Пе-2. В первую очередь на разведывательные варианты
устанавливали автомат курса АК-1 - гироскопический прибор, стабилизирующий
самолет относительно вертикальной оси путем воздействия на руль поворота. АК-1
обеспечивал выдерживание курса с точностью 1-2°, разгружая внимание пилота.
Автомат мог также производить заданные развороты, для чего у летчика и штурмана
имелись специальные органы управления (краны пневмосистемы). АК-1 стоял под
сиденьем пилота и имел связь с тягами руля. Установка автомата курса вынуждала
перекомпоновать приборную доску и внести некоторые изменения в
электрооборудование. Автомат пикирования с разведчиков снимали. В конце 1941 г.
- начале 1942 г. только на разведывательные варианты ставили радиополукомпасы
РПК-2. Иногда на фронте усовершенствовали радиооборудование, обеспечивая через
СПУ всем членам экипажа радиотелефонную связь с командным пунктом для
оперативной передачи информации.
Но, конечно, главным отличием разведчика являлось богатое оснащение
фотоаппаратурой. В первом периоде войны кроме обычной для бомбардировщика камеры
АФА-Б в кабине стрелка-радиста на разведывательных Пе-2, как правило,
монтировались два больших плановых аппарата АФА-1 в бомбоотсеке. Они имели два
типа объективов - с фокусными расстояниями 30 и 50 см. Допускалась установка на
самолет двух одинаковых или двух различных аппаратов. Когда монтировался АФА-1,
створки бомбоотсека заменялись новыми, более выпуклыми и имеющими вырезы для
объективов. Управлял работой АФА-1 штурман. Вместо АФА-Б можно было поставить
специальную фотокамеру для ночной съемки НАФА-19. В этом случае затвор аппарата
срабатывал по сигналу фотоэлемента, находившегося за прозрачным лючком в задней
части самолета и фиксировавшего вспышку осветительной бомбы ФОТАБ. При ночной
съемке на Пе-2 подвешивали 6-8 фотобомб ФОТАБ-50-35.
Кроме того, у радиста имелся ручной фотоаппарат АФА-27Т-1 для перспективной
съемки через остекление кабины. В походном положении он лежал в специальном
ящике на левом борту. С 1942 г. в строевые части стали поступать аппараты АФА-3С
или американские камеры, получаемые по ленд-лизу. С целью увеличения площади
фотографируемой за один заход местности иногда прибегали к установке сдвоенных
камер. Делали и оригинальные установки, например, качающиеся, вдвое
увеличивавшие ширину снимаемой полосы местности. Специальный обтекатель,
прикрывающий объектив, позволил смонтировать на «пешке» крупную камеру АФА-33 с
фокусным расстоянием 1 м. В 72-м орап для съемок Берлина подготовили специальный
Пе-2 с местом для четвертого члена экипажа и четырьмя дополнительными
аппаратами. Снимки, сделанные с него 7 апреля 1945 г. В.А. Теминым, обошли
газеты всего мира.
Оборудованный фототехникой вариант имелся и для истребителя Пе-3 (иногда его
называли Пе-3Р или Пе-3Ф). Следует отметить, что экипажи
разведывательной авиации отдавали предпочтение Пе-3бис, имевшему несколько
больший радиус действия и вооруженному пушкой. На этих машинах фотоаппараты
размещались не в бомбоотсеках (занятых дополнительными бензобаками), а в
хвостовых частях фюзеляжей.
Одной из первых получила на вооружение разведывательные Пе-2 созданная в июле
1941 г. 38-я разведэскадрилья ВВС Западного фронта. Осенью 1941 г. «пешками»
оснастили 2-й и частично 1-й апр (авиационный полк разведчиков) Главного
командования КА, а также семь отдельных разведывательных эскадрилий. В 1942 г.
каждая воздушная армия получила по разведэскадрилье; большинство из них
развернулись в отдельные разведывательные авиаполки (орап) в конце года. Ставка
ВГК, начиная с апреля 1942 г., обеспечивалась разведывательной информацией,
поступавшей от трех специализированных полков (иногда их называли «дивизией
разведчиков ВГК», хотя все они были отдельными). В конце 1944 г. таких полков
стало четыре. В разное время «пешки» составляли от 50 до 90 % самолетного парка
«орапов» и являлись становым хребтом разведывательной авиации в той же мере, в
какой бомбардировщики Пе-2 были основой фронтовой бомбардировочной авиации.
Среди летавших на этих машинах можно назвать гвардейские части: 47, 48, 98 и
99-й орап; некоторые из них кроме того стали краснознаменными. За годы войны
почти все разведывательные полки получили почетные наименования. Широкую
известность и уважение заслужили за ратные подвиги авиаторы 118-го и 15-го
гвардейского полков авиации ВМФ. Роль разведывательных авиационных частей в
проведении различных операций Красной Армии очень велика. Например, перед
началом контрнаступления под Сталинградом авиационная фоторазведка сумела
подготовить
и размножить подробнейшую фотосхему расположения войск противника, на которой
были нанесены несколько тысяч объектов - пулеметных точек, дотов и дзотов,
минометных и артиллерийских позиций, танков в окопах и пр. Только один экипаж
майора П. Гаврилова из 99-го гв. орап за 10 дней до начала Курской битвы за 20
вылетов отснял площадь в 625 км2.
В целом Пе-2 как разведчик показал высокую эффективность и живучесть. Например,
в 3-й воздушной армии в 1943 г. один разведчик теряли на 82,5 самолета-вылета,
что является достаточно неплохим показателем. При выполнении задач их основным
противником являлись немецкие истребители, поскольку огонь зенитной артиллерии
представлял незначительную опасность для одиночного самолета, свободного в
маневре. Разведчики, как правило, старались уклониться от боя с истребителями
противника, используя облачность, солнце, рельеф местности. В большинстве
случаев, применяя оружие и маневр, Пе-2 уходил от перехвата одиночным
«мессершмиттом» или «фокке-вульфом», но если его атаковали несколько врагов,
шансы на спасение оказывались невелики.
В связи с этим из строевых частей поступали предложения, направленные на
повышение живучести и обороноспособности, особенно важные для действующего в
одиночку разведывательного самолета. Так, предлагалось усовершенствовать систему
нейтрального газа, установить прозрачную броню в стрелковой точке штурмана,
заменить левый ШКАСа на второй неподвижный УБК, смонтировать РСы для стрельбы
назад и так далее. Пе-2 поздних серий в варианте разведчика имел и такой
недостаток, как слишком малую площадь остекления нижней передней части фюзеляжа.
В донесениях из полков отмечались также чисто производственные дефекты
фотоаппаратуры, требовавшей подгонки отдельных частей. Так, в разведывательном
отделе штаба 3-й воздушной армии отмечали, что АФА-1 выступают за створки
бом-боотсека, создавая дополнительное сопротивление. Тем не менее, никаких
кардинальных изменений в разведывательные варианты Пе-2 в серии не внедрили,
ограничившись внесением тех же усовершенствований, которые удалось осуществить
на шедших параллельно по конвейеру бомбардировщиках. Всего в разные годы
выпустили около 800 Пе-2-разведчиков, с учетом машин, переоборудованных в
частях.
Начиная с 1943 г. в разведывательных полках увеличилось количество американских
А-20 и В-25, имевших более мощное вооружение, а затем появились и отечественные
Ту-2, превосходившие Пе-2 и в обороноспособности, и в летных данных.
Разведывательные Пе-2 состояли на вооружении наших ВВС до того же времени, что и
бомбардировщики. После войны их быстро вытеснили более совершенные Ту-2Р.