Самолеты показались над Красной площадью, когда уже
двинулись многочисленные колонны демонстрантов со знаменами, портретами, лозунгами... Ровным четким строем,
эскадрилья за эскадрильей, плыли над людским морем двухмоторные бомбардировщики. За ними с гораздо большей скоростью прошли истребители-бипланы. Они летели растянутой цепью через равные промежутки времени, как волны прибоя. За бипланами с еще большей
скоростью промчались в сторону Замоскворечья истребители-монопланы.
Но вот стих рев моторов, самолеты скрылись из виду и тогда в створе между башен Исторического музея показалась быстро увеличивающаяся точка. Она мгновенно превратилась в серебристо-красную двухмоторную машину, которая вихрем пронеслась над площадью, круто взмыла вверх
и, резко уменьшаясь в размерах, растаяла в голубом небе
на глазах изумленных людей...
Вскоре тридцатитрехлетнему Александру Яковлеву - создателю этого самолета - и коллективу его еще немногочисленного КБ вручили высокие правительственные награды. Поводом для награждения был, конечно,
не эффектный пролет во время праздничного парада, а мастерство конструкторов, которым удалось спроектировать и построить
самолет (по заводской индексации No. 22), показавший в ходе предварительных испытаний скорость 567 км/ч. В начале
1939 года это было рекордом для советских крылатых машин, хотя установить его удалось весьма простыми средствами, изыскав их в арсенале спортивной авиации.
В тридцатые годы Яковлев построил серию удачных спортивных и учебных самолетов,
"фамильными" чертами которых были гладкие аэродинамические формы, высокая культура веса, тщательная отделка и простота конструкции.
От модели к модели менялись размерности, мощность двигателей, но однажды найденные геометрические пропорции
удачной аэродинамической схемы конструктор обычно оставлял неизменными.
Вслед за маленьким одноместным УТ-1 (самолет No. 14)
Яковлев построил двухместный УТ-2 (No. 20), затем трехместный и уже двухмоторный учебный УТ-3 (No. 17) с убирающимся шасси и небольшим бомбоотсеком в фюзеляже между лонжеронами неразъемного крыла.
Следующий шаг был простым и естественным: маломощные рядные моторы воздушного охлаждения, использованные на УТ-3, конструктор заменил самыми мощными в то время рядными М-103 с водяным охлаждением,
"обжал" мидель фюзеляжа почти по
габаритам летчика и... получил таким образом новую машину - самолет No. 22.
Наиболее существенным его отличием от всех предшествующих была очень высокая удельная нагрузка на крыло - 170 кг/м2, что в 1,5-2 раза превышало обычное в те
времена ее значение. Это позволило сократить размеры
крыла и всего самолета в целом, а значит, снизить общее
аэродинадлическое сопротивление. Характерно, что при этом
габариты пятитонного "двадцать второго" оказались даже
меньшими, чем у трехтонного No. 17.
Пробные полеты, проведенные на нем летчиком-испытателем Ю. Пионтковским, опровергли сомнения скептиков.
Довольно тяжелая двухмоторная машина прекрасно выполняла даже фигуры высшего пилотажа, а для разбега и пробега ей требовалась всего полукилометровая грунтовая дорожка. Уже через два-три года удельная нагрузка на крыло
в 170-200 кг/м2 стала обычной для боевых самолетов.
Первый экземпляр самолета No. 22 не имел вооружения -
его строили только для получения рекордной скорости. Когда же эта цель была достигнута, Яковлев предложил использовать самолет в качестве ближнего разведчика, главным
оборонительным "оружием" которого должна стать скорость, большая, чем у всех истребителей тех лет. Разведчик получил название Р-12. Его экипаж состоял из двух человек - пилота и штурмана. В их
распоряжении находился аэрофотоаппарат АФА, пулемет ШКАС на шкворневой установке (менее удобная, чем стандартная турель, шкворневая установка имела к тому же ограниченную зону обстрела, зато была легче, проще и не выходила за мидель фюзеляжа) и второй ШКАС, установленный неподвижно в кабине пилота.
Разведывательные полеты уже в начала воины показала,
что ни мощное оборонительное вооружение, ни высота не
могут в достаточной степени защитить самолет от атак вражеских истребителей. Безопасность машине и экипажу могла гарантировать только скорость.
Самолет Р-12 представлял собой свободнонесущий двухмоторный моноплан с
очень чистыми аэродинамическими формами. При его изготовлении использовались самые распространенные в нашей
стране в те времена материалы: сибирская сосна, березовая фанера, трубы из
мягкой стали, полотно. Дюраль применялся только для небольших капотов и
гнутых деталей внутреннего набора рулей и элеронов.
Крыло двухлонжеронной конструкции
не имело разъемов по размаху и было
выполнено зацело со средней частью
фюзеляжа. Для перевозки самолета наземным транспортом предполагалось отстыковывать не консоли, как обычно,
а носовую и хвостовую части фюзеляжа. Лонжероны крыла - коробчатые,
с сосновыми полками и фанерными
стенками. В продольный набор крыла
входили также несколько сосновых
стрингеров, а в поперечный - нервюры
из фанеры и сосновых реек. Обшивка
крыла фанерная. Оно снабжалось дюралевыми посадочными щитками и элеронами с полотняной обшивкой. Профиль
крыла - Кларк YH.
Средняя часть фюзеляжа также
была цельнодеревянной с фанерной обшивкой. К ней подстыковывались сварные стальные фермы носовой и хвостовой частей фюзеляжа. При этом нос обшивался дюралюминиевыми крышкамикапотами, а хвост -
полотном. Кили и
стабилизатор были двухлонжероиными
деревянными, а рули металлическими
с полотняной обшивкой. Внешняя отделка выполнялась очень тщательно.
Силовая установка самолета -
два 12-цилиндровых V-образных мотора
М-103 с винтами изменяемого шага
ВИШ-22К. В хвостовые части мотогондол
удачно вписывались водяные радиаторы
со створками и воздухозаборниками.
Бензобаки размещались в межлонжеронной части крыла слева и справа от мотогондол, маслобаки - в носке крыла.
В фюзеляже между лонжеронами на
Р-12 был бомбоотсек на 8 осветительных
бомб калибра 20 кг.
Кабина штурмана, оснащенная аэрофотоаппаратом АФА и шкворневым
пулеметом ШКАС для защиты задней
полусферы, располагалась за бомбоотсеком, в средней части фюзеляжа. Шкворневой ШКАС был полностью спрятан в
фюзеляж, при этом для стрельбы опускался вниз фанерный гаргрот хвостовой
части фюзеляжа.