Шла воина, и армия требовала от ВВС данных воздушной разведки. Специализированных самолетов с достаточно высокими характеристиками и
оборудованием не было. Для этой цели приспосабливали устаревшие и не отвечавшие
требованиям разведки СБ. Вполне естественно, что с появлением первых серийных
Ту-2 встал вопрос о создании его разведывательного варианта.
Весной 1942 г. ОКБ впервые приступило к такой разработке, проводившейся в
тесном содружестве с ВВС. Перед конструкторами то и дело возникали вопросы, до
того времени ими не встречавшиеся. Помимо размещения фотоаппаратуры
разрабатывалось новое аэронавигационное оборудование, автоматика для управления
различными АФА и многое другое. Тем не менее, к июню был готов макет первого
самолета-фоторазведчика. 2 июня макет предъявили на рассмотрение комиссии. В
результате появился протокол следующего содержания:
"Протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика.
1. Предъявленное на макете самолета размещение аэрофотоаппаратов АФА-Зс с
фокусным расстоянием 300, 500 и 600 мм с возможностью установки взамен их
аэрофотоаппаратов АФА-1 с фокусным расстоянием 300 и 500 мм в плановом положении
и под углами 7 и 13 градусов утвердить.
2. Признать самолет Ту-2 в комплексе с предъявленным на макете указанном в
п.1 фотооборудованием и добавочным бензобаком, а также предъявленной в чертежах
перспективной установкой для АФА-В, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым к
разведчикам".
Протокол подписали от НИИ ВВС ведущий инженер 3-го отдела
инженер-подполковник Мируц и подполковник Житов, от завода No.766 - главный
военпред инженер-подполковник Бровко, главный конструктор Туполезв, начальник
бригады АНО Френкель и начальник бригады общих видов Егер.
После этого ОКБ приступило к переоборудованию одного из серийных Ту-2 в
вариант разведчика.
Тем временем в ВВС закончили составление первых ТТТ к такой машине. Их проект
прислали для согласования Туполеву. В этих ТТТ предусматривалось, что
"разведывательный самолет "Ту-2Р" строится на базе серийного
двухмоторного фронтового бомбардировщика "Ту-2" с моторами "М-82А". Машина
должна была вести разведку целей на оперативной глубине фронта и стратегическую
разведку "в интересах Главного командования". Объектами разведки были: войска "во всех положениях" и их штабы, оборонительные районы и рубежи,
оперативно-стратегические резервы, пути подхода и снабжения войск, аэродромы,
базы, склады, военно-промышленные центры.
"По своим летно-тактическим данным, вооружению и оборудованию самолет Ту-2р
должен соответствовать самолету Ту-2 6-ой серии со следующими изменениями:
1. Дальность при скорости 375-400 км/ч для дневной разведки 2500 км, для
ночной разведки - 2000 км.
Примечание: Увеличение дальность полета для дневной разведки должно
осуществляться за счет подвески в бомбовом отсеке дополнительного бензобака.
2. На самолете должна быть специальная аэрофотоаппаратура для дневной и
ночной разведки.
3. Прицеливание на бомбометании ведется только прицелом ОПБ-1м.
4. Желательно предусмотреть съемную броню для защиты наиболее жизненных
агрегатов и коммуникаций, гидросистемы борта задней кабины и фонаря штурмана".
Военные хотели получать разведчик в двух вариантах: под установку в
бомбоотсеке двух аппаратов АФА-1 или двух АФА-Зс (установки должны быть
взаимозаменяемыми) и под установку двух АФА-33. Крепление фотоаппаратов должно
было обеспечивать монтаж АФА за 8-10 минут, а демонтаж - за 4-5 минут, изменение
угла наклона АФА перед полетом с помощью простейшего инструмента. Фотолюки
требовалось закрыть крышками, чтобы на рулежке на объективы АФА не попала грязь,
и открывать их только перед взлетом. Съемка должна была производиться с
закрытыми бомболюками, а конусы АФА, выступающие за габариты самолета,
требовалось "защитить от действия воздушного потока обтекателями". В обоих
вариантах вместо фотоаппаратов предусматривалась подвеска 8-9 бомб ФО-ТАБ-35. В
этом случае фотоустановки АФА-1, АФА-Зс и АФА-33 снимались.
Аэрофотоаппараты АФА-1 (с объективами 300 и 500 мм) должны были
устанавливаться в сдвоенной установке, которая позволяла бы применять каждую
камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной камерой влево,
другой вправо от направления полета. Углы наклона относительно плоскости
симметрии должны были составлять 13 градусов для фокусного расстояния 300 мм и 7
градусов - для 500 мм. АФА-Зс с объективами 300, 500 или 600 мм должны были
размещаться на той же установке вместо АФА-1. АФА-33 (одна с объективом 300 мм,
а другая с объективом 500 или 750 мм) предполагалось расположить в плановой
установке.
Кроме всего этого, "в дополнение к имеющимся на самолете фотоустановкам для
АФА-Б и НАФА-19", планировалось сделать "фотоустановку и фотолюки для
перспективной съемки влево от направления полета фотоаппаратом АФА-Б" под углами
45 и 60 градусов от вертикали. Фотоустановка для перспективной аэросъемки
фотоаппаратом АФА-Б должна была "вставать на место, имеющееся для АФА-Б в кабине
стрелка-радиста". Открывал фотолюки в полете и управлял наклоном камеры также
стрелок-радист. Установка НАФА-19 оставалась точно такой же, как и на серийном
бомбардировщике Ту-2. Документ подписал начальник НИИ ВВС КА.
Разведчики, судя по всему, действительно были крайне необходимы, поскольку
всего через три дня после ТТТ - 5 июня 1942 г. командование ВВС через своего
представителя на заводе No.166 обратилось к Туполеву:
"Командование ВВС просит Вас срочно проработать вопрос о подготовке 4
очередных машин Ту-2 для использования их в качестве дальних разведчиков с
установкой на них 2 фотоаппаратов АФА-З-С, подвесного бензобака и Березинского
пулемета для защиты верхней полусферы.
Прошу Вашего распоряжения о проработке этого вопроса в 2-х вариантах - в
первую очередь использования уже построенных самолетов и во вторую очередь на
последующих серийных самолетах с уже принятой Березинской установкой.
Для ускорения разрешения вопроса считаю целесообразным провести испытание
подвесного бензобака на "103В" с целью разрешения вопроса с системой бензопитания из подвесного бака." 12 июня 1942 г. Туполев поставил на ТТТ
резолюцию: "Согласовано" и направил начальнику НИИ ВВС КА П.А.Лосюкову для
утверждения "протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика",
согласованные ТТТ и четыре альбома с "краткими данными самолета Ту-2".
Еще через шесть дней, 18 июня, у директора завода No.166 состоялось совещание с
участием Туполева, заместителя главного инженера завода Полонского, военпреда
Бровко и командира 2 ДРАП главного командования Тюрина. В итоге был принят "Протокол об оборудовании 5 машин Ту-2 в варианте
"фоторазведчик":
1 Все пять машин заводом сдаются военпреду в варианте бомбардировщика, и
завод после сдачи их заказчику по дополнительному соглашению устанавливает на
них по 2 фотоаппарата АФА-ЗС. Фотоаппараты в полной комплектации поставляются
заказчиком.
2. Принять к сведению заявление Главного конструктора, что чертежи на
фотоустановки будут закончены к 23.06.42 г.
3. Завод изготавливает опытную установку крупнокалиберного пулемета Березина
на блистер и проводит испытание ее к 15.07.42 г. После испытаний завод изготовит
их на все пять машин в срок по дополнительному соглашению, при условии поставки
заводу No.166 пяти комплектов установки Березина с пулеметом в комплектации,
указанной ОКБ завода No.166.
4. По установке подвесного бензобака ОКБ завода изготавливает форсированными
темпами чертежи на бак, и завод проводит испытания имеющегося подвесного бака на
одной из серийных машин
В случае удовлетворительных результатов испытаний подвесные баки ставятся на все
5 машин по дополнительному соглашению."
Имея строгие инструкции командования о скорейшем выпуске Ту-2Р, военные не
могли не написать своего "особого мнения": "Полное оборудование 5 машин в
варианте фоторазведчика с постановкой 2 АФА-ЗС, крупнокалиберного пулемета
Березина и подвесного бензобака необходимо закончить в срок не позднее 15.07.42
г."
Всего за месяц! Надо полагать, что они при этом понимали, что указанный ими
срок явно нереален.
В октябре 1942 г. в ОКБ поступили "Изменения к ТТТ на самолет Ту-2 в варианте
разведчика (Ту-2Р)", утвержденные начальником НИИ ВВС К А Лосюковым:
"В соответствии с протоколом совещания по унификации системы фотовооружения
внести следующие изменения в тактико-технические требования на фотооборудование
самолета Ту-2 в варианте разведчика:
1. На самолете Tу-2P устанавливаются аэрофотоаппараты АФА-ЗС, АФА-3.3 и
НАФА-19 в следующих вариантах: а) первый вариант -дневной фоторазведчик. Два
АФА-Зс с фокусным расстоянием 500 мм устанавливаются в сдвоенной
планово-перспективной фотоустановке, которая позволяла бы применить каждую
камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной фотокамерой вправо,
другой влево от направления полета; углы наклона камер должны обеспечивать
перекрытие между маршрутами, фотографируемыми этими камерами в 30%. б) второй
вариант - дневной фоторазведчик. Два АФА-33 устанавливаются в плановой
фотоустановке. Одно место в установке приспособить для камеры с фокусным
расстоянием 200 мм, а другое - для камеры с фокусным расстоянием 500 мм или 750
мм (в порядке замены)... в) третий вариант - ночной фоторазведчик.
Устанавливаются один НАФА-19 в плановой фотоустановке и 9 фотобомб ФОТАБ-35. В
этом случае дополнительный бензобак и АФА для дневного фотографирования
снимаются.
2. Общие требования к фотооборудованию самолета оставались прежними".
Поскольку в первую очередь фронту требовались все-таки бомбардировщики,
работы по разведчику продвигались медленно. Только в декабре 1942 г. завод
передал во 2-й ДРАП три самолета (No.No.508, 601 и 603) из пяти намеченных.
При этом на машинах No.508 и No.601 установили по одному неподвижному
фотоаппарату, а No.603 оснастили двумя спаренными фотоаппаратами АФА-Зс/50 на
подвижной установке с односторонним качанием. Один из аппаратов наклонялся
влево, другой вправо на углы от 0 до 7 градусов. В результате можно было
осуществлять перспективную двухмаршрутную съемку местности.
Все три самолета с 30 декабря 1942 г. до 21 января 1943 г. успешно прошли
войсковые испытания во 2-м ДРАП на Калининском фронте. В отчете по результатам
испытаний отмечалось: "...Размеры бомбоотсеков позволяют устанавливать
фотоаппараты больших размеров типа АФА-33... Качающаяся спаренная установка
позволяет фотографировать площадь, равную площади, сфотографированной при
одинаковых исходных данных четырьмя самолетами..."
Результаты этих испытаний позволили ОКБ уточнить план дальнейших работ над
разведчиком.
Испытание бензосистемы с дополнительным подвесным баком удалось закончить
только в июле 1943 г. Доводочные работы проводились на самолете Ту-2 No.406. Кроме
подвесного бака, установленного в передней части бомбоотсека, на машине
смонтировали два спаренных АФА-Зс/50 на качающейся установке. Один аппарат мог
отклоняться влево, другой вправо на углы от 0 до 9,5 градусов.
Государственные испытания проходили в НИИ Спецслужб с 18 декабря 1943 г. по
20 марта 1944 г.
В 1944 г. завод No.23 доработал серийный самолет Ту-2 No.304 выпуска завода No.166
в вариант разведчика. На нем установили подвесной бак и фотоаппарат АФА-33/50 на
качающейся установке для двухмаршрутной съемки. После модернизации и
заводских испытаний машину в мае 1944 г. передали в 47-ой ГДРАП на войсковые
испытания.
На их основании сделали следующее заключение: "...- самолет Ту-2 в варианте
разведчика войсковые испытания выдержал, - установка подвесного бензобака
обеспечивает практическую дальность в 2130 км, - считать необходимым поставить
вопрос о серийной постройке Ту-2 в варианте разведчика, - рекомендовать
применение на самолете Ту-2 в варианте разведчика качающейся фотоустановки под
АФА-33/50 или АФА-33/75 и дополнительно к ней АФА-33/20, - просить НКАП дать
задание ОКБ завода No.156 разработать и предъявить на испытания упрощенную
конструкцию качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 и АФА-33/75 и
аэрофотоустановку под АФА-33/20, - дополнительное остекление передней кабины
между 4 и 6 шпангоутами считать целесообразными для самолета в варианте
бомбардировщика."
Войсковые испытания Ту-2Р No.304 позволили определить характеристики
фотооборудования, и на основании этого УВВС выпустило новые ТТТ к самолету Ту-2Р
как эталону для серии на 1945 г. В основном они сводились к следующему:
"...1. В бомбовом отсеке должен быть поставлен дополнительный бензобак с
сигнализациями полного заполнения и остатка горючего.
2. На самолете должны быть установлены восемь кислородных баллонов емкостью
по четыре литра, что обеспечивало бы полет продолжительностью 5 ч. на высоте
7000 м.
3. В бомбовом отсеке должны быть установлены: а) качающаяся аэрофотоустановка
для АФА-33/50 и АФА-33/75 в порядке взаимозаменяемости, б) неподвижная
аэрофотоустановка для АФА-33/20.
4. Фотолюки должны иметь открывающиеся и закрывающиеся в полете створки,
управление которыми должно находиться у штурмана.
5. Самолет должен иметь соответствующее бытовое оборудование..."
Описание конструкции.
Самолет выполнен по схеме среднеплана, считавшейся наиболее подходящей для
скоростного бомбардировщика, поскольку такое расположение крыла обеспечивало
минимальное аэродинамическое сопротивление, а центроплан, "протыкавший" фюзеляж
насквозь, не мешал размещению большого бомбоотсека.
Кессонное крыло состояло из центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и двух
отъемных консолей. На центроплане располагались мотогондолы и главные стойки
шасси. Кессон образован передней стенкой, главным лонжероном и толстой обшивкой,
подкрепленной изнутри листами с продольным гофром. Стык консолей с центропланом
- фланцевый. Крыло снабжалось посадочными щитками Шренка, отклонявшимися на 15
град.
на взлете и на 55 град. при посадке.
Фюзеляж - полумонокок состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой. В
его силовую схему входили четыре лонжерона, шпангоуты и толстая дюралюминиевая
обшивка.
Шасси самолета - трехстоечное, с хвостовым колесом, убирающееся. Управление
жесткое, вся проводка упразднил состояла из трубчатых тяг и качалок.
Силовая установка - два звездообразных четырнадцатицилиндровых двухрядных
двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН.
В экипаж самолета входили: пилот, штурман, сидевший сзади и чуть справа от
пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина располагалась
непосредственно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В
распоряжении стрелков и штурмана были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Кроме
того, в центроплане у бортов фюзеляжа размещались две пушки ШВАК калибра 20 мм.
В варианте бомбардировщика Ту-2 брал на борт от 1 до 3 т бомб.