Удачные эпизоды применения У-2 для ночной разведки и корректирования огня
артиллерийских батарей привели к появлению отдельной модификации самолета -
У-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик). Первый такой самолет оборудовали
из серийного образца в начале 1943 года на заводе No.51 в Москве. На нем
установили радиостанцию РСИ-4, генератор ГС-350М, переговорное устройство
СПУ-Ф-2, ультрафиолетовое освещение приборных досок и плафонное освещение для
работы с картой в темноте.
Двигатель М-11Д оснастили кольцевым выхлопным коллектором с
глушителем-пламегасителем МАКФ-4. Радиооборудование состояло из приемника РСИ-4,
смонтированного на приборной доске штурмана и передатчика РСИ-3 в отсеке за
второй кабиной на правом борту фюзеляжа (позднее передатчик устанавливали на
продолжении пола за второй кабиной внутри фюзеляжа). Для обеспечения устойчивой
радиосвязи управление самолета и отдельные силовые узлы обеспечили защитной
металлизацией.
До наступления лета 1944 года на заводе No.51 оборудовали пять экземпляров
У-2НАК, которые проходили войсковые испытания с 10 июня по 28 июля в 118-м
отдельном корректировочно-разведывательном авиаполку (окрап) 2-й Воздушной армии
1 Украинского фронта. Базирование группы корректировщиков осуществлялось на
аэродромах подскока в районе сел Зарубинцы и Ново-Алексеевка.
В ходе прорыва обороны противника У-2НАК взаимодействовали с 1-й Гвардейской
артбригадой, периодически выполняли ночную разведку по заданию разведотдела
штаба артиллерии фронта. В этот период 118-й окрап базировался на аэродроме
Хатовицы (10 км юго-западнее города Вишневец).
Всего экипажи ночных корректировщиков выполнили восемь тренировочных полетов и
20 боевых вылетов. В итоговых материалах отмечалось, что участники войсковых
испытаний боевого опыта не имели, прибыли из 49-го запасного полка,
дислоцированного в городе Богородске, где получили минимальную подготовку к
ночным полетам. Данные обстоятельства не замедлили сказаться на результатах.
28 июня один экипаж в ночном полете потерял ориентировку и совершил вынужденную
посадку в районе Дубно. От взрыва световых авиабомб (САБ), своевременно не
сброшенных, самолет сгорел. В ночь на 8 июля во время тренировочных полетов
испытательная группа лишилась второй машины по причине потери ориентировки в
районе Полонное. В ночь на 23 июля в районе Луцка заблудился третий самолет и
при совершении вынужденной посадки в темноте был разбит.
Несмотря на высокую аварийность молодых экипажей (а других и не было),
проведенные войсковые испытания показали целесообразность использования
специальных ночных разведчиков и корректировщиков У-2. В дальнейшем для
повышения эффективности боевой работы рекомендовалось поручать такие задания
слетанным и опытным экипажам, имеющим достаточный опыт ночных полетов. Полеты
предлагалось проводить на высотах 1000-1500 метров, находясь за целью на
расстоянии 1,5-2,5 км, обозначение целей вести светящимися авиабомбами. Летчики
особо отметили эффективность глушителей-пламегасителей МАКФ. Немцы все-таки
засекали самолет и начинали стрелять по нему, однако разрывы появлялись совсем в
другом месте.
В числе других рекомендаций значились оборудование всех корректировщиков ночными
посадочными огнями и обеспечение более надежной работы авиагоризонта.