Weiss WM-21 Solyom
- ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной
конструкции с неубирающимся шасси. Самолеты WM-21 выпускались с 1938 года
заводами "Манфред Вайс" и MAVAG в Будапеште, Государственным
вагоностроительным заводом ("Гиори вагонгиар") в Гиоре.
WM-21 являлся модернизированной версией самолета WM-16 Budapest II.
Базовая конструкция WM-16B была упрощена и усилена для эксплуатации в
реальных условиях, а вместо хвостового колеса варианта Будапешт был
установлен хвостовой костыль для сокращения посадочного пробега на
травяных аэродромах. Кроме того, использовалось усовершенствованное
оборудование. Оснащенный звездообразным двигателем WM-14A мощностью 649
кВт (870 л.с.), разработанным на основе двигателя Gnome-Rhone К14,
самолет WM-21 с размахом крыла 12,90 м имел максимальную скорость 320
км/час. Вооружение состояло из трех пулеметов Gepauer калибра 7,9 мм и
12 противопехотных мин по 10 кг (22 фунта) и 120 зажигательных бомб
весом 1 кг (2,2 фунта).
Машины строились в двух
вариантах – WM-21A с мотором Gnome-Rhone 9K и WM-21B с Gnome-Rhone 14K.
Всего было построено 128 серийных бипланов “Sólyom”, 25 из них -
компанией Manfred Weiss, 43 - организацией MAVAG и 60 - компанией MWG.
Боевое крещение WM-21 получили в ходе короткого венгерско-румынского
конфликта. В ответ на инцидент, происшедший 27 августа 1940 года (когда
румынский Не-112 повредил бомбардировщик Са-135, убив одного летчика на
его борту), одиночный WM-21 сбросил две бомбы на румынский аэродром
Сатмарнемети, после чего, уже о время посадки на своей территории, едва
не разбился. Развития конфликта не последовало, так как 31 августа
Румыния удовлетворила требования венгерской стороны.
Настоящим испытанием стало вторжение в Югославию. К этому моменту шесть
эскадрилий были укомплектованы этими самолетами (всего к концу 1940 года
в составе ВВС Венгрии насчитывалось 48 разведчиков WM-21), но в боях
приняли участие далеко не все самолёты. Потеряв всего один разведчик
этого типа венгерское командование решилось использовать его и в войне
против СССР. Начиная с 27 июня 1941 года самолёты из состава
VIII.Koz.Szd и X.Koz.Szd использовались для поддержки подразделений
армии Венгрии. Самый крупный налет с участием WM-21 произошел в тот же
день – 18 самолётов, при сопровождении истребителей CR.42, атаковали
советские погранзаставы в районе Львова. Позднее Венгрия выделила только
одну разведэскадрилью с девятью WM-21, оставив остальные самолёты внутри
страны.
Первая потеря произошла
уже 29 июня – из боевого вылета, по невыясненным причинам, не вернулся
экипаж разведчика с бортовым номером F.242. 12 июля в серии налетов на
скопления советских войск у Великого Жванчика венгры недосчитались ещё
одного WM-21, и два самолёта разбили при посадке. В середине июля была
проведена ротация эскадрилий и место X.Koz.Szd заняла III.Koz.Szd, также
с девятью самолётами. Это подразделение воевало до 17 ноября 1941 года,
активно участвуя в поддержке немецкого наступления на Украине и потеряв
три самолёта. На обратном пути несколько WM-21 из-за плохой погоды
совершили вынужденные посадки, при этом одна машина потерпела
катастрофу.
Отведенные в тыл
WM-21A\B в 1943-1944 гг. включились в борьбу с советскими и югославскими
партизанами. Затем, до 1945 года они использовались в качестве
учебно-тренировочных и были уничтожены при отступлении венгерской армии
в мае того же года.
Модификации
: |
|
|
WM-21 |
с мотором WM 14K. |
WM-21B |
с мотором WM 14KB. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
WM-21B |
Размах крыла, м |
12.90 |
Длина, м |
9.64 |
Высота, м |
3.58 |
Площадь крыла, м2 |
30.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2300 |
максимальная взлетная |
3500 |
Тип двигателя |
1 ПД
WM 14KB |
Мощность, л.с. |
1 х
1030 |
Максимальная скорость , км/ч |
380 |
Крейсерская скорость , км/ч |
336 |
Практическая дальность, км |
700 |
Практический потолок, м |
8500 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
три 7,9-мм пулемета
Gebauer 34 M
бомбы до 300 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|