Як-9Р (разведчик) с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П
представлял собой модификацию серийных самолетов Як-9 или
Як-9Д и отличался от них в основном наличием фотооборудования.
Фотоаппарат устанавливался на специальном кронштейне в
днем отсеке фюзеляжа и предназначался для плановой аэрофотоемки. В нижней части
фюзеляжа против объектива был сделан
люк со шторкой, открываемый летчиком из кабины при помощи
особого управления. Командный прибор устанавливался в кабине
на правой откидной панели.
Як-9Р выпускался в вариантах ближнего и дальнего разведчиков, отличавшихся
друг от друга фотооборудованием, вооружением и запасом горюче-смазочных
материалов.
Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на базе
серийного Як-9. На нем был установлен аэрофотоаппарат
АФА-ИМ. По полетной массе, запасу горючего, основным летно-тактическим
характеристикам, а также по технике пилотирования, устойчивости и управляемости
этот самолет не отличался
от серийных двухбачных Як-9.
При полете с открытым люком фотоаппарата максимальная
скорость практически не изменялась.
Самолет предназначался для выполнения плановой аэрофотосъемки с высот от 300 до
3000 м.
Качество фотоснимков (резкость) было удовлетворительным
и соответствовало возможностям аэрофотоаппарата данного типа.
Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на заводах НКАП небольшими
сериями или модифицировался (дорабатывался, переоборудовался) в частях силами
ПАРМов (походных
авиаремонтных мастерских) или ремонтных баз воздушных армий
по чертежам, разработанным ОКБ, поэтому точное число таких
самолетов неизвестно.
На основании приказа НКАП от 5 июня 1943 г., головной
образец Як-9Р N05-017 в варианте ближнего разведчика с
АФА-ИМ был изготовлен 16 июня 1943 г. на омском заводе N166,
собран на московском заводе N301 в сентябре 1943 г. и успешно прошел контрольные
испытания в НИИ ВВС с 21 сентября по
10 октября 1943 г. (летчик А.Г.Прошаков, инженер Г.А.Седов)
.
Разработанная ОКБ схема установки АФА-ИМ рекомендована
как типовая при доработке находящихся в строевых частях бое-
вых истребителей Як-9 в ближний разведчик Як-9Р.
Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился в заводских условиях на базе Як-9Д
и имел аэрофотоаппарат АФА-ЗС/50
(фокусное расстояние 50 см). Четыре бензобака с расходным
баком общей вместимостью 480 кг обеспечивали дальность полета 1400 км. На части
самолетов вооружение состояло из одной
пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов, на других самолетах -
осталось, как на Ях-9Д, т.е. имелся еще синхронный пулемет
УБС с боезапасом 200 патронов. В первом варианте вооружения
Як-9Р оборудовался радионолукомпасом РПК-10, авиагоризонтом
АГП-2 и радиостанцией РСИ-4, что облегчало выход на свой аэродром при полете по
большим ломаным маршрутам и обеспечивало более широкое использование самолета в
плохих метеоусловиях. Установка АФА-ЗС/50 на Як-9Р приводила к смещению
центровки назад на 0,3% САХ, что оказывало положительное
влияние на управляемость самолета в воздухе и устойчивость
на земле.
Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился на омском
заводе N166. По состоянию на 13 августа 1943 г. было выпущено 35 серийных Як-9Р.
Их государственные или контрольные ис-
пытания не проводились. Войсковые испытания на боевое применение проходили в
48-м гв. полку дальних разведчиков
Главного Командования КА (командир полка - гв. подполковник
Садов) с 23 сентября по 12 октября 1943 г. на Степном фронте
с аэродромов Основа (Харьков) и Полтава.
За время этих испытаний на пяти Як-9Р было совершено 45
боевых вылетов на разведку с общим налетом 67 ч 30 мин. Испытания показали, что
самолет вполне пригоден для выполнения
задач воздушной разведки,
При благоприятных метеусловиях боевые задания выполнялись высотах 5000...8000
м, а при плохих - на высотах до 300
м. Резкость изображения снимков, снятых АФА-ЗС/50, позволяла
легко дешифровать как военные, так и топографические объекты. По своим
летно-боевым качествам Як-9Р позволял более успешно и с меньшим по сравнению с
Пе-2 риском выполнять задачи разведки в районах, насыщенных зенитной артиллерией
и
истребителями противника при таком же радиусе действия, как
у Пе-2.
Однако, несмотря на ряд положительных сторон (скорость,
маневренность, обороноспособность и др.), Як-9Р не мог заменить полностью Пе-2
по следующим причинам: Як-9Р не обеспечивал достаточно хорошего обзора земли
(для этого необходимо
было давать крен), поэтому точность съемки маршрута или объекта у него была
ниже; на Пе-2 летчик, штурман и радист сообща больше видели, запоминали и
записывали, чем один летчик
на Як-9Р, которому надо было следить за воздухом, ориентироваться, отыскивать
объект, управлять самолетом и фиксировать
данные разведки.
Як-9Р хорошо дополнял Пе-2 и применялся в районах, где
выполнение задач на Пе-2 было затруднительно из-за противодействия зенитной
артиллерии и истребителей противника.
Як-9Р войсковые испытания выдержал и был рекомендован
для вооружения разведывательных частей ВВС для применения,
главным образом, в районах с сильной ПВО.