Морские коммуникации для Германии уже в течение длительного времени были
важным фактором для обеспечения населения и промышленности необходимым сырьём,
продуктами и прочими материалами. В ходе ведения боевых действий противник с
помощью мин различных типов мог легко и в сравнительно короткие сроки
заблокировать коммуникации в Северном и Балтийском морях, а также выходы из
морей и портов. Сравнительно плоское морское дно и малые глубины морей у
побережья позволяли большим кораблям использовать только небольшое количество
фарватеров, которые могли быть заминированы противником. С помощью самолётов,
надводных кораблей и подводных лодок морские мины можно было ставить в тех
местах, где ожидалось их самое эффективное воздействие.
Разъяснение конструкции различных типов мин и систем их приведения в действие
завело бы нас далеко в сторону. В случае побережья Германии было достаточно
устанавливать мины со взрывателями, которые могли срабатывать при изменении
параметров магнитного поля (магнитные мины). При прохождении корабля параметры
магнитного поля искажались, инициировали детонатор, после чего происходил взрыв.
Однако магнитные мины могли взрываться и в случае, когда на небольшой высоте, не
представляющей опасности для летательного аппарата, проходил самолёт. С этой
целью данный самолёт мог оснащаться специальным магнитным кольцом или с
магнитным тросом (Minensprengschleife) и, пролетая на малой высоте над
поверхностью воды, мог создавать изменение магнитного поля, вызывавшее
срабатывание магнитных взрывателей мин. Скорость полёта самолёта чаще всего
позволяла данному самолёту успеть удалиться от взрывавшейся мины на безопасное
расстояние.
Для уничтожения минных заграждений противника в ВВС нацистской Германии (Luftwaffe)
применялись оборудованные соответствующим образом самолёты: Junkers Ju 52/3m,
Dornier Do 23, Heinkel He 111 и Blohm & Voss BV 138. В качестве примера самолета
для воздушного разминирования можно привести поплавковый гидросамолет Blohm &
Voss BV 139, который был оснащен магнитным тросом.
Осенью 1942 года компания Blohm & Voss переоборудовала одну летающую лодку BV
138 C-1 в самолет для воздушного разминирования BV 138 MS. Эта летающая лодка
получила военный номер CB + UA и была направлена в расположенный в Травемюнде
испытательный центр Luftwaffe.
Для использования минного кольца было необходимо имевшее очень большой вес
вспомогательное оборудование и потому эта машина с заводским номером 0310021
была освобождена от всего балласта, который не был нужен при подобных операциях.
В частности становились необходимыми следующие изменения в конструкции летающей
лодки:
- демонтирована передняя оборонительная установка HD 151, весившая 245 кг;
- демонтирована задняя оборонительная установка HD 151 (245 кг);
- демонтированы замки для сброса бомб (14 кг);
- демонтирован бортовой агрегат (100 кг);
- демонтированы масляные баки I и II в корпусе лодки (74 кг);
- демонтированы топливные баки в корпусе лодки (105 кг);
- демонтированы три резервных ящика для боекомплекта (12 кг).
От всего оборонительного вооружения оставили только пулемёт MG 131 в задней
части центральной моторной гондолы. Магнитное кольцо, необходимое для подрыва
мин, и элементы его крепления к корпусу лодки и консолям крыла в свою очередь
увеличивали вес самолёта. При переоборудовании летающей лодки в самолёт для
уничтожения минных заграждений требовалась установка:
- магнитного кольца (1050 кг);
- стойки и скобы для крепления к хвостовому оперению (3,7 кг);
- ферменные конструкции под консолями крыла (32 кг);
- 6 подкосов (11 кг);
- 8 замков и вильчатых головок (4,1 кг);
- 8 зажимных скоб (12,9 кг);
- кожух на лонжероне (6,4 кг);
- элементы крепления в носовой части корпуса лодки (3,4 кг);
- элементы крепления в кормовой части корпуса лодки (1,6 кг);
- внутренние элементы крепления на лонжероне (2,8 кг);
- расчалки (7,6 кг).
Общий вес элементов, необходимых для переоборудования летающей лодки в самолет
для уничтожения минных заграждений, составлял 1136,4 кг.
Магнитное кольцо для подрыва мин имело средний диаметр 14,07 метров. Центр
тяжести кольца был расположен сзади на 200 мм и 878 мм ниже трубчатого
лонжерона.
Агрегат, необходимый для использования магнитного кольца, был установлен в
фюзеляже и располагался на 800 мм сзади и на 2390 мм ниже трубчатого лонжерона и
на 400 мм был смещен вправо относительно центра тяжести самолёта. Для летающих
лодок BV 138 B-1, которые также предполагалось использовать в качестве самолетов
для уничтожения минных заграждений, агрегат необходимый для работы магнитного
кольца согласно расчетам должен был находиться на 190 мм сзади относительно
центра тяжести и ниже основного лонжерона на 420 мм.
Общий вес агрегата, к основным элементам которого относились двигатель и
генератор, был равен 1200 кг и этот вес равномерно распределялся с нагрузкой по
10 % на шпангоуты от 30 до 39.
Из-за больших нагрузок на корпус лодки, вызванных установкой магнитного кольца и
креплениями магнитного кольца, борта лодки необходимо было соответствующим
образом усилить профилями.
Взлётный вес летающей лодки BV 138 MS с магнитным кольцом и необходимым для
инициации магнитных мин оборудованием был равен 16 тонн, запас топлива составлял
1725 литров. На крейсерском режиме работы (80% от максимальной) каждый из трех
двигателей развивал по 640 л.с.. На данном режиме удельный расход топлива
составлял 0,163 кг/л.с.×ч или 313 кг/ч. При крейсерской скорости 200 км/ч
продолжительность полёта была равна 5,5 часов.
Для переоборудования летающих лодок BV 138 серий B-1 и C-1 в самолёты для
подрыва мин с магнитными взрывателями BV 138 MS, а так же для подобного
переоборудования самолётов типа Junkers Ju 52/3m было необходимо ежемесячно
производить 10 магнитных колец. Прежде чем компания Blohm und Voss должна была
приступить к их производству, изготовлением магнитных колец занималась компания
Menibum, Стендаль (Stendal). Компания Junkers должна была подготовить
документацию для производства машины, осуществлявшей намотку провода на
магнитное кольцо. Согласно данным компании Junkers для изготовления намоточной
машины требовалось 10000 рабочих часов. Было запланировано ежемесячно
переоборудовать 4 летающих лодок типа BV 138 и 6 самолетов типа Ju 52, и,
возможно, типа Heinkel He 111, с помощью которых так же предполагалось
осуществлять разминирование.
Установка системы разминирования. Крепления магнитного кольца в носовой и
кормовой частях корпуса летающей лодки и под консолями крыла хорошо различимы на
некоторых изображениях.
Для выработки электрической энергии с необходимым напряжением в фюзеляже был
установлен вспомогательный агрегат с генератором. Необходимую для работы системы
разминирования документацию предоставила компания Junkers. В оборонительной
установке, расположенной в задней части гондолы, дополнительно были установлены
вольтметр, амперметр, кнопка, при помощи которой можно была осуществить короткое
замыкание в сети, регулятор величины магнитного поля с переключателем и неоновая
лампа. Рядом с сиденьем командира экипажа была смонтирована еще одна кнопка, с
помощью которой можно было осуществить короткое замыкание сети. В машинном
отделении, где находился вспомогательный силовой агрегат, также имелась панель с
переключателями и прочими приборами и приспособлениями, необходимыми для
обеспечения работы и наблюдения за вспомогательным агрегатом. Для агрегата
имелся отдельный топливный бак ёмкостью 120 литров, которого было достаточно для
четырех часов работы вспомогательного агрегата. Система смазки вспомогательного
агрегата поставлялась компанией Junkers, радиатор системы охлаждения поставлялся
RLM (отдел C-B 2/1V).