Весной 1940г. Технический департамент РЛМ предложил рассмотреть
"Блом унд Фосс" возможность
создания "эрзац ВV.138",
предназначенного для решения
транспортных задач и ведения дальней
морской разведки. "Эрзац" должен
был заменить ВV.138, только поступивший на
вооружение люфтваффе. Конструкторы
Фогта вместе с присоединившимся к ним
Германом Пульманом из "Юнкерса"
выдвинули восемь проектов летающих
лодок различных размеров и отвечающих
требованиям РЛМ. Тем временем
технический департамент поднял "планку"
требований. Обводы подводной части
корпуса летающей лодки оставались
неизменными вот уже 20 лет, а отношение
длины к ширине (L/В) традиционно бралось
равным 6. В результате испытаний в
бассейне ДСФ ВV.222 получил обводы с L/В=8.4,
что было большим шагом вперед и должно
было, по идее, снизить воздушное и
гидродинамическое сопротивление
корпуса лодки и повысить ее мореходные
качества. Были некоторые сомнения
относительно поведения на воде,
особенно в отношении продольной и
курсовой устойчивости при удлиненных
обводах. Первые же испытания в сентябре
1940г. ВV.222-V1 разрешили все сомнения в
отношении удлиненного корпуса лодки, а
испытания ДСФ показали, что L/В может
быть даже еще больше увеличено. В
результате Технический департамент и
пересмотрел свои требования к "эрзац
ВV.138".
В ноябре 1940г. "Блом унд Фосс"
было предложено начать работу над новым
проектом с учетом последних
исследований под четыре двигателя Jumo-223
общей мощностью 10000л.с. Мотор
представлял собой 24-цилиндровую коробку
из четырех дизелей Jumo-205. Единый редуктор
обеспечивал работу четырех коленвалов
на один винт. Эскизный проект,
предложенный в середине февраля 1941г,
предусматривал летающую лодку с
размахом крыла 53 м и длиной фюзеляжа 39.7 м.
Hормальный взлетный вес оценивался в 56 т,
а максимальный в 74.5 т. Hагрузка на крыло
была при этом 300 кг/м и 400 кг/м,
соответственно, при площади крыла 180 квм.
L/В было равно 10.
Интересно сравнить эти цифры
с летающей лодкой "Мартин" ХРВ-2М-1
или "модель-170 Марс", создаваемой в
Балтиморе. Американский самолет имел L/В-6.3,
площадь крыла 331 кв.м при размахе 61 м и
нагрузке 190кг/м при весе 65.3 т.
Вооружение планировалось из 12
20мм пушек МG-151 в основном в управляемых
дистанционно башнях. Максимальная
скорость оценивалась в 342км/ч у воды и 396
км/ч на высоте 6000 м. Максимальная
дальность была 4800 км при скорости 378км/ч
и нормальном весе и 9300 км при скорости 323
км/н и при максимальном взлетном весе.
"Блом унд Фосс" было предложено
начать детальную проработку проекта,
которому РЛМ присвоила обозначение BV.238.
К июлю 1941г. стало ясно, что
Jumo-223 так и не появится на свет, и из-за
отсутствия двигателей такой же мощности
конструкторам фирмы ничего не
оставалось, как срочно переделать
проект под шесть моторов. Эти изменения
потребовали увеличить размеры. Размах
крыла стал 57.8 м, а площадь 336кв.м. Длина
самолета увеличилась до 45.5 м. К этому
добавилось требование использовать ВV.238
в качестве бомбардировщика.
Осенью 1941г. "Блом унд Фосс"
получила от РЛМ заказ на четыре опытных
самолета, включая три А-серии с
двигателями жидкостного охлаждения DB-603
и один Б-серии со звездообразчыми ВМW-801.
К работам была подключена "Везер
флюгцойгбау". Hекоторые узлы
проектировались на французской фирме
"Луи Бреге" и на чехословацкой "Флюгтехнише
фертигунгсгемейншафт Праг",
получившей заказ на изготовление
деревянной летающей модели лодки в
масштабе 1:3.75.
Hа ВV.238 был установлен уже
традиционный для "Блом унд Фосс"
трубчатый лонжерон, идущий по 30% хорды
крыла. Всю заднюю кромку центроплана
занимали закрылки. В передней кромке
лонжерона были сделаны лазы для доступа
к двигателям в полете. Корпус
цельнометаллической конструкции с
обшивкой из коррозионностойкого сплава
имел в носовой части открывающиеся
створки люка, позволявшего вести
разгрузку-погрузку прямо на нижнюю
палубу. Передний редан c очень небольшим
уступом дополнялся восемью небольшими
реданами. Система управления была как на
ВV.222 - частично ручная, частично на
сервоприводах.
До конца 1941г. "Блом унд Фосс"
предложила Техническому департаменту
так называемый сухопутный вариант ВV.238,
который отличался только заменой редана
на бомбоотсек и установкой тележки
шасси, плюс носового спаренного колеса и
двух поддерживающих крыльевых стоек.
Сухопутная версия должна была
использоваться в качестве тяжелого
транспортного самолета, способного
нести 40 т груза на 2000 км, и в качестве
бомбардировщика, доставляющего 20 т бомб
на 7000 км и 4 т на 10000 км. В качестве
дальнего разведчика самолет был
способен вести разведку большей части
атлантического побережья США. В начале
1942г. этот проект получил обозначение ВV.250.
Четыре опытных самолета собирались
параллельно с четыремя морскими
собратьями. Кроме снятия редана,
установки шасси и бомбоотсека ВV.250 ничем
не отличался от летающей лодки, включая
и состав вооружения.
Оборонительное вооружение
состояло из передней верхней башни; двух
боковых турелей с позициями стрелков
под ними; двух боковых турелей за
крыльями с прицельными позициями над
установками и кормовой башни. В апреле
1942г. боковые турели было решено заменить
спаркой пулеметов МG-131 или одной пушкой
МG-151, а через год было решено снять и две
оставшиеся башни. Теперь вооружение ВV.238
планировалось из носовой башни HD-151z с
парой 20мм пушек МG-151 с 2800 снарядами, двух
(носовой и хвостовой) башен HL-131f с
четыремя пулеметами МG-131 и 7200 патронами,
по паре МG-131 с 500 патронами на ствол в
боковых установках и парой
четырехпулеметных башен HL-131f с 3600
патронами на концах центроплана.
Крыльевые башни потребовали
установку дополнительной секции между
центропланом и консолью с
распределением нагрузки от башни на
главный лонжерон. В результате размах
крыла увеличился до 60.2 м, а площадь до 349кв.м.
Так как лонжероны первых трек самолетов
были уже закончены, решили использовать
новый лонжерон с усиленной секцией под
башню, начиная с первого самолета Б-серии
- ВV.238-V4, на который планировалось первым
установить оборонительное вооружение.
Снятие хвостового конуса с дистанционно
управляемой башней и ее замена на HL-131f
сократило длину корпуса с 45.5 до 43.4 м.
Тем временем продолжались
работы над деревянным аналогом FGP.227. Его
готовность задерживалась, и он так и не
оказал влияния на работы по ВV.238. Аналог
был оснащен шестью двухтактными
двигателями воздушного охлаждения
ILO-F-12/400 мощностью 21л.с. Пустой вес был 1250кг,
взлетный 1640кг. Экипаж состоял из двух
человек. Размеры: размах 15.3 м; длина 12 м;
площадь крыла 23.5кв.м.
FGP.227 (ВQ+UZ) был закончен в
начале 1944г. и имел вспомогательное шасси
из 10 небольших колес с шинами низкого
давления, которые предназначались для
проведения заводских летных испытаний с
травяного аэродрома. Так как самолет
решительно отказывался взлетать, его
разобрали и погрузили на поезд для
перевозки в Травемюнде. Машина при этом
была повреждена из-за того, что
французские военнопленные,
осуществлявшие погрузку, решили, что это
какой-то вид секретного оружия, и "уронили"
крыло самолета с высоты 5 м. Ремонт
затянулся до сентября 1944г, когда FGP.227
совершил свой первый полет в Травемюнде.
Сразу после взлета все шесть двигателей
разом встали из-за непоступления
топлива. В результате вынужденной
посадки самолет вновь был поврежден.
После очередного восстановления он
совершил в Травемюнде несколько полетов
и был найден там союзниками после
окончания войны. Его отправили на
исследования в Филекстоу, где позже он
был сдан на слом.
ВV.238-V1 (RО+ЕZ) был закончен в
начале 1944г. и приступил к полетам в
апреле. Самолет не имел вооружения, был
оснащен шестью двигателями DB-603А
мощностью 1750л.с, и хотя по размерам он
уступал крупнейшему на тот момент
самолету в мире - туполевскому АHТ-20, все
же ВV.238 был самым тяжелым в мире. Его
полетный вес достигал 80 т. С
использованием четырех стартовых
ускорителей тягой 1500кг взлетный вес
достигал 90 т. Пустой вес был 50800кг,
максимальный запас топлива 49000 л. В
состав экипажа входило до 10 человек.
V1 все еще проходил испытания,
когда его потопили на якорной стоянке
"Мустанги" Р-51. К этому времени
второй опытный ВV.238-V2 был почти закончен,
а сборка VЗ уже зашла довольно далеко.
Обе машины должны были получить DB-603D
взлетной мощностью 1900л.с. V4 и V5
планировавшиеся в качестве прототипов Б-
и А-серий были готовы к сборке, как и
четыре опытных ВV.250. Hо в конце лета 1944г.
вся программа была прекращена, а
наполовину готовые самолеты пошли на
слом.