Когда машина аналогичного назначения Aichi E10А Тип 96 только проходила
испытания, Императорский флот уже задумался о замене, разработав спецификацию
11-Shi. Стремление улучшить характеристики выпускаемой модели ночного разведчика
исходило из стратегических задач флота, которые делали упор на массированные
ночные торпедные атаки эскадр эсминцев, лидировать и наводить на цель которые
должны были более крупные корабли, как правило, легкие крейсера, способные нести
один-два легких гидросамолета. Исходя из этих задач и было выдано задание двум
конкурирующим фирмам Aichi и Kawanishi.
Конструкторские коллективы вновь включились в борьбу. Конструктор Aichi Морисигэ
Мори, взяв за базу предыдущий проект, слегка облагородив формы, получил новую
машину AB-14, очень близкую по схеме и параметрам к проекту Е10А.
Свой пеpвый полет Е11А1 совеpшил в июне 1937г. Конкуpенцию ему составил самолет
Kawanishi Е11К1, оснащенный тем же двигателем Хиpо "тип 91". Самолет Каваниси
pазвил несколько большую скоpость - до 232км/ч, что, впpочем, для ночного
pазведчика было не особенно важно. Интеpесно, что самолет, котоpый следовало
заменить - Aichi Е10А1- pазвивал пpи том же мотоpе еще большую скоpость в
260км/ч. В сеpию же была запущена летающая лодка Айчи. получившая обозначение
"ночной pазведывательный гидpосамолет флота Тип 98".
Конструктивно летающая лодка Aichi Е10А1 представляла двухреданную фюзеляж-лодку
в носовой части которой располагалась открытая турель стрелка-наблюдателя,
вооруженного одним 7.7-мм пулеметом. От набегающего потока воздуха турель
спереди прикрывалась плексигласовым прозрачным козырьком. В походном положении
турель убиралась внутрь и закрывалась крышкой. Двигатель располагался в
мотогондоле на верхнем крыле бипланной коробки и вращал деревянный
четырехлопастный толкающий винт постоянного шага.
Пpоизводство, пpодолжавшееся с 1937 по 1940г, огpаничилось выпуском только 17
Е11А1, включая опытные самолеты. Столь малое количество выпущенных машин этого
типа объясняется тем, что командование Императорского флота в конце 30-х годов
пришло к выводу, что класс ночных катапультных разведчиков не нужен флоту.
Подобные задачи были вполне по силам серийным катапультным разведчикам и
корректировщикам, построенным по схеме поплавковых гидросамолетов, таким как
Aichi Е13А и Mitsubishi F1M. Унификация задач была разумной и "Лаура" быстро
исчезла из боевых частей.
Что касается боевого применения, то понятно, что при таком малом количестве
выпущенных машин этого типа, оно было весьма ограниченно.
Aichi Е11А1 в начале войны базировались на катапультах легких крейсеров старых
типов, выполнявших функции лидеров эскадр эсминцев и подводных лодок.
Aichi Е11А1 входил в состав авиазвена легкого крейсера "Исузу", являвшегося
лидером 15-й эскадры эсминцев 2-го Китайского экспедиционного корпуса,
действовавшего в декабре 1941 года у Гонконга. Также Лаура базировалась на
крейсерах "Натори" и "Кину", действовавших в составе 16-й эскадры эсминцев. Один
из Aichi Е11А1 присутствовал на катапульте легкого крейсера "Сендаи",
участвовавшего во вторжении в Малайю 26.12.41. и "Дзинцу" - флагманского корабля
2-й эскадры эсминцев в атаке на Давао, Филиппины в декабре 1941 года. На
крейсере "Нака", флагмане 4-й эскадры эсминцев, участвовавшим во вторжении на
Лусон, стоявший на катапульте Aichi Е11А1 был уничтожен в ходе штурмовки
крейсера американскими истребителями Р-40Е в декабре 1941 года.
Дольше всех пролетал разведчик Е11А с борта легкого крейсера "Абукума". В июне
1942 года крейсер был выделен для участия в захвате Алеутских островов. 7 июня
1942 года "Абукума" с эсминцем "Вакаба" осуществляли разведку острова Шемья. В
условиях плохой погоды стартовавшая с катапульты крейсера "Лаура" пропала без
вести со всеми тремя членами экипажа.
В начале 1942 года все Aichi Е11А1 были убраны с крейсеров Императорского флота,
будучи замененными стандартными поплавковыми разведчиками. Уцелевшие, списанные
с кораблей "Лауры" действовали с береговых баз "Sasebo" и "Tateyama" kokutai до
конца 1942 года в качестве учебных и транспортных. Судя по всему, до конца войны
ни один самолет этого типа не дожил, будучи списанными в утиль."
(c) Евгений Аранов