Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, проведенный штабом
Императорского флота Японии в 1932 году, оказался достаточно удачным опытом. Из
шести программ четыре закончились принятием на вооружение машиной
соответствующего класса. Среди этих проектов были дальний базовый бомбардировщик Hiro G2H, тяжелый палубный и базовый торпедоносец Mitsubishi 3MT5, палубный
торпедоносец Kugisho B3Y. Но эти машины, не смотря на их принятие на вооружение
авиации флота, можно назвать удачными лишь с некоторыми оговорками. Выпуск их
был очень ограниченным, а боевая карьера недолгой. Лишь четвертый проект
дальнего корабельного разведчика, воплотившегося в самолете фирмы Каваниши E7K,
оказался по-настоящему удачным. Разведчик Каваниши выпускался большими сериями и
состоял на вооружении японского флота более 10 лет.
Надо сказать, что на начало 30-х годов японский флот предпочитал иметь в составе
катапультных звеньев своих крупных боевых кораблей два типа разведчиков –
дальний трехместный и ближний двухместный. Проект дальнего разведчика
технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, пройдя через тернии
длительных поисков, также, в конце концов, реализовал в вышеупомянутом E7K.
Тема ближнего разведчика развивалась в японском флоте достаточно планомерно в
течение второй половины 20-х годов, и к 1932 году этот класс был представлен
достаточно совершенным бипланом фирмы Накадзима E4N1 или иначе Тип 90-2, только
что принятым на вооружение. Однако же в эпоху бурного расцвета авиации во всем
мире устаревание авиатехники происходило столь стремительными темпами, что
уповать на удачный проект только что принятого на вооружение боевого самолета
было бы просто преступным.
В то время, как новый разведчик E4N2 еще только проходил испытания, Kaigun Koku
Hombu уже подготовил задание для нового конкурса проектов 8-Shi 1933 года, куда
были включены требования и на новый ближний корабельный разведчик, который
должен был в перспективе заменить на кораблях E4N2. Особо жестких требований к
проектам не выдвигалось, предполагалось что новый разведчик будет чуть быстрее,
чуть дальше, чем проходящий испытания E4N2 Накадзимы, также быть способен
базироваться на стандартных катапультах флота, иметь как курсовое, так и
оборонительное стрелковое вооружение. Оговаривалась наружная подвеска пары
легких бомб с возможностью сброса их с пикирования. Единственным, по настоящему,
жестким требованием задания было обеспечение маневренности поплавкового
разведчика, соизмеримой с современными ему истребителями и применение
авиадвигателя - Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1 мощностью 585 л.с.
Задание на разведчик 8-Shi было выдано компаниям Каваниши, Накадзима и Аичи –
давнишним игрокам в области гидроавиации Страны Восходящего Солнца.
Наиболее прогрессивно выглядел проект Каваниши Е8К – свободнонесущий
однопоплавковый моноплан с двухместной кабиной. Но летные данные оказались
достаточно разочаровывающими, ничем не превосходя разведчик Е4N2, которого
призван был заменить. А в части маневренности, так просто значительно уступал.
Фирма Аичи параллельно работала над двумя проектами – бипланом АВ-7 и монопланом
АМ-7. Впрочем, от развития второго варианта практически сразу отказались.
На фирме Накадзима сделали ставку на технологическую преемственность конструкций
с только что запущенным в производство разведчиком Е4N2, разработав, по сути,
лишь улучшенную модификацию последнего, получившую внутрифирменное обозначение
"Тип MS". Характерно, что в данной разработке ближнего поплавкового разведчика
на фирме Накадзима последовательно участвовали три главных инженера проекта.
Начало работ по теме положил Шинобу Мицутаке с проектом E4N1, потом в
модификации E4N2 знамя подхватил инженер Киёши Акегава, а уже новый проект "Тип
MS" возглавил Киширо Мацуо.
Как уже отмечалось выше ставка Киширо Мацуо была сделана на простоту внедрения в
производство, технологическую преемственность и, соответственно, дешевизну
работ, что в итоге и сыграло решающую роль. Внешне новый проект разведчика был
очень похож на предшественника E4N2 поздних серий выпуска. Из заметных отличий
верхнее крыло получило бόльшую стреловидность, более короткую хорду и меньшую
площадь. Для улучшения устойчивости в полёте удлинили киль и руль направления.
Кроме того, округлая форма нижней части руля направления на предшественнике была
изменена на скошенную. Характерным отличием двух проектов было крепление
поддерживающих поплавков. N-образные стойки на E4N2 были заменены на две
отдельные I-образные стойки с крестообразными тросовыми растяжками. Полотняная
обшивка крыльев была заменена на алюминиевую. Но в целом проект "Тип MS",
получивший в ходе испытаний обозначение E8N1 был идентичен E4N2, а с некоторых
ракурсов так просто неотличим.
Первый прототип разведчика E8N1, проходил испытания в марте 1934 года. Особых
проблем с испытаниями не возникло – сказалась прекрасно отработанная база E4N2.
Было только отмечено, что крейсерская скорость несколько снизилась, но
максимальная поднялась до 300 км/ч. Также повысился потолок, но дальность полёта
уменьшилась до 780 км против 1100 км у серийного E4N2. В то же время,
управляемость и маневренность E8N1 оценивались как отличные. Однако по сравнению
с основным конкурентом – бипланом Аичи E8A1 (АВ-7) особых преимуществ не было
отмечено. Более того, технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu
больше склонялся к проекту Аичи, как обладавшего несколько большим потенциалом
развития. Но в итоге роль сыграла именно возможность быстрой наладки
производства и более низкая цена. В конечном счете фирма Nakajima получила заказ
ещё на шесть самолётов предсерийной партии и к середине 1935 года была объявлена
победителем. В октябре 1935 года разведчик Е8N1 был принят на вооружение
японского флота как "Разведывательный гидросамолет флота Тип 95 модель 1"
Производство разведчика было развернуто на заводе Накадзима в Ота. Позднее к
выпуску был подключен завод в Коидзуме. Выпуск разведчика Тип 95 продолжался до 1940
года и составил 700 штук серийных машин, большую часть из которых составляли
самолеты Тип 95 модель 2 или E8N2, внешне неотличимые от первой модели, но
оснащенные двигателем Nakajima Kotobuki 2-Kai-2. Номинальная мощность в 460 л.с
этой версии мотора не отличалась от Kotobuki 2-Kai-1, но взлетная, составлявшая
630 л.с. была существенно выше. Это играло немаловажное значение во время взлета
с катапульт кораблей.
В ходе начавшихся боевых действий 2-го японо-китайского инцидента большие потери
в авиатехнике заставили японское командование искать резервы для их восполнения.
В отношении выпуска разведчиков Тип 95, которые оказались весьма востребованы на
флоте, в 1938 году было заключено лицензионное соглашение с фирмой Каваниши на
выпуск разведчиков E8N2 на заводе в Конане, где собрали еще 48 машин.
В 1940 году выпуск поплавковых разведчиков Тип 95 был завершен. В японском флоте
E8N стал последним представителем класса ближних корабельных разведчиков.
Помешанные на классификациях всего и вся японцы к этому времени пришли к выводу,
что функции ближней разведки не являются приоритетными для машин этого типа.
Основными задачами стала корректировка огня крупнокалиберной артиллерии "своего"
корабля, наблюдение за перемещениями флота противника в непосредственной
близости от своих кораблей и нанесение бомбо-штурмовых ударов по береговым
объектам. В связи с этими задачами в 1939 году появился новый класс морских
машин – "Наблюдательный гидросамолет", обозначенный латинской литерой F, первым
и единственным представителем которого стал знаменитый гидроплан Тип 0 или F1M,
сменивший разведчики Тип 95 на катапультах боевых кораблей. Тем не менее
разведчики E8N оставались в строю до конца 1943 года, а в учебных частях
практически до самого конца войны.
Поступление серийных разведчиков E8N1 началось с 1936 года. Согласно концепции
применения корабельных разведчиков японского флота ближние разведчики поступали,
главным образом, на линкоры и тяжелые крейсера, где они выполняли функции
корректировки огня тяжелой артиллерии. На легких крейсерах, призванных быть
"глазами флота", базировались, обычно, дальние разведчики Каваниши E7K.
Линкоры, как правило, имели смешанную авиагруппу из 1-3 дальних разведчиков E7K
и 2 – 3 ближних E8N. Все десять японских линкоров предвоенной постройки имели на
борту эти машины. Только супердредноуты "Ямато" и "Мусаси" уже получили самолеты
нового поколения.
Почти все японские тяжелые крейсера имели по штату по три ближних разведчика
E8N. Исключение составляли два последних японских тяжелых крейсера "Тикума" и "Тоне", с увеличенным составом авиагруппы, куда по штату входили 2 дальних
разведчика E7K и 3 ближних E8N. Впрочем, от этих правил на практике часто
отступали, состав авиазвеньев боевых кораблей часто менялся по мере задач,
возложенных на тот или иной корабль и наличия авиатехники.
Отдельного упоминания заслуживает служба разведчиков Накадзима на борту
гидроавиатранспортов японского флота. Разведчики E8N базировались на всех
кораблях этого класса, построенных в Японии. На четырех однотипных авиатендерах
"Камикава Мару", "Кимикава Мару "Кийокава Мару", "Куникава Мару" – базировалось
по шесть разведчиков E8N плюс два резервных, не считая трех дальних E7K плюс
один резервный.
Авиатендеры "Сагару Мару" и "Сануки Мару" имели по штату шесть разведчиков Тип
95 плюс два в резерве. "Саньё Мару", "Кагу Мару", "Кинугаса Мару" имели на борту
по восемь E8N плюс четыре дальних E7K. Гидроавиатранспорт "Ноторо" имел восемь
разведчиков Тип 95, а "Камои" 12 машин этого типа.
Безусловно, состав авиагрупп в процессе службы постоянно варьировался, но
разведчики Тип 95 в их составе присутствовали всегда, что свидетельствует об
очень высокой эффективности этого самолета. Даже в 1942 году на
гидроавиатранспорте "Саньё Мару", уже перевооруженном на современные самолеты,
на борту корабля помимо шести F1M1 и пары E13A1 все еще базировались два
стареньких E8N2.
Боевая карьера разведчиков E8N была очень насыщенной. Расцвет ее пришелся на
начало 2-го японо-китайского инцидента, где разведчики действовали с борта
авиатендеров как не только по своему прямому назначению, но и как пикирующие
бомбардировщики, штурмовики и даже как истребители.
В начале августа 1937 года в Китай были переброшены укомплектованные
разведчиками E8N 21 кокутай, действовавший на севере Китая, и 22 кокутай в
центральном и южном Китае, кроме того к побережью Китая подошел авиатендер "Камои",
имевший на борту 12 разведчиков Тип 95.
Уже в первый же день конфликта 14 августа 1937 года японская сторона начала
полномасштабное наступление вглубь Китая, а, в то же время, китайские ВВС
предприняли отчаянную попытку совершить "акцию возмездия". Около 40 китайских
самолетов - бомбардировщиков Northrop "Gamma" в сопровождении истребителей
Curtiss "Hawk" III атаковали штаб японского 3-го флота в Шанхае. Японской
авиации в этом районе практически не было, и китайцы отработали без помех. Ближе
к вечеру китайские самолеты вернулись, попытавшись атаковать стоявшие в заливе
японские боевые корабли. Единственными самолетами, попытавшимися дать отпор
китайцам стали разведчик E7K, выпущенный с катапульты флагмана 3-го флота
старого крейсера "Идзумо" и Е8N с легкого крейсера "Сендаи".
Ветеран Русско-японской войны броненосный крейсер "Идзумо" стал основной целью
для китайской атаки, выпущенный разведчик Е7K не успел даже набрать высоту и был
сбит. Но погибший экипаж разведчика Тип 94 отвлек внимание китайских
истребителей, которые не заметили второй гидроплан - E8N с крейсера "Сендаи",
который подловил один из "Hawk" III на выходе из пике и сбил его очередью из
курсового пулемета. Имя японского экипажа история не сохранила, а вот в сбитом
китайском истребителе погиб командир 24-й эскадрильи Лян Хунь Юнь. По японским
данным пилот разведчика сумел сбить и второй самолет – китайский бомбардировщик
"Gamma". Но, скорее всего, это является уже пропагандой, китайские данные не
подтверждают потери, а вот зенитная артиллерия японцев смогла подбить ещё один
истребитель "Hawk"III, который сумел-таки уйти, но был разбит при посадке.
Но подобные случаи являлись скорее исключением. Хотя разведчики Тип 95 были
достаточно маневренны, эффективно противостоять современным истребителям они все
же не могли и встречи с ними в воздухе обычно заканчивались гибелью гидропланов.
Так, уже 16 августа был потерян первый разведчик E8N1, сбитый к северо-западу от
Шанхая только что назначенным командиром 24-й эскадрильи капитаном Лью
Чуи-Кангом (Liu Chui-Kang). Капитан Чуи-Канг, заметив японский гидросамолет,
спикировал на него на своем истребителе "Hawk"III и поджег его с первой же
очереди, отомстив, таким образом за гибель своего предшественника на этой
должности двумя днями ранее.
20 августа Чуи-Канг добавил в свою копилку побед еще один разведчик Тип 95.
Японский гидросамолет, совершавший разведывательный полет над рекой Янцзы к
северо-западу от Шанхая сопровождал истребитель Накадзима А4N1. Китайский пилот
стремительной атакой из задней слепой зоны атаковал и сбил японский истребитель,
а затем спокойно разделался с гидропланом.
Еще один E8N был потерян над Шанхаем 4 сентября 1937 года, сбитый лейтенантом Лю
Джи-Чуном (Lu Ji-Chun) из 23 эскадрильи 4 группы на истребителе "Hawk"III.
20 сентября командир 24 эскадрильи капитан Лью Чуи-Канг записал себе третий
разведчик E8N, сбитый им. Китайские истребители "Hawk"III и Boeing 281 из 24
эскадрильи пытались перехватить большую формацию японских бомбардировщиков,
бомбивших китайские позиции в районе Нанкина, но не смогли догнать их. Поэтому
случайно подвернувшийся поплавковый разведчик стал приятной компенсацией.
12 октября 1937 года два разведчика E8N2 взлетели с авиатендера "Камои" для
разведки китайских позиций в районе Нанкина, но были перехвачены группой
истребителей "Hawk" III из вездесущей 24 эскадрильи над деревней Чианг-Инь. Один
из китайских истребителей, увлекшись атакой врезался в японский гидроплан,
который взорвался в воздухе. Китайцу удалось сохранить контроль над машиной и
сесть на вынужденную. Второй E8N2 был тяжело поврежден и сел на реку Янцзы, где
был добит истребителями и затонул. Оба японских экипажа погибли.
14 января 1938 года японским гидропланам снова удалось удачно использовать свое
"переднее" вооружение, поработав как истребители. В тот день одному из E8N2 с
авиатендера "Камои" удалось атаковать и сбить китайский разведчик Vought V-65 "Corsair" над Катноном (Гуанджоу). На следующий день еще один разведчик с
"Камои" выдержал 10 минутный бой один на один с китайским истребителем Gloster "Gladiator". Оба самолета получили множественные попадания, но ни один из них не
смог одержать верх.
К началу февраля 1938 года к китайскому побережью подошли авиатендеры "Ноторо" и
"Кинугаса Мару" имевшие на борту соответственно 8 и 5 разведчиков E8N.
24 февраля эти гидроавиатранспорты впервые применили свои самолеты в бою. С
"Ноторо" и "Кинугаса Мару" поднялись все 13 разведчиков Тип 95 для нанесения
удара по городу Нан Хсиюнг. Часть из японских машин несли бомбы, другие
прикрывали их в качестве истребителей. На перехват японским гидропланам
поднялись три истребителя Gloster "Gladiator" из 28 эскадрильи и 9 из 29
эскадрильи. Возглавлял группу китайских истребителей командир 29 эскадрильи
майор "Буффало" Вонг Сун-Шуй (Wong Sun-Shui). Китайские истребители разделились
на две группы по семь и пять машин. Первую группу повел в атаку сам майор
"Буффало" Сун-Шуй, вторую возглавил его заместитель лейтенант Хсьен Чуан-Хо
(Hsieh Chuan-Ho). На высоте около 200 метров китайцы заметили группу японских
гидропланов "на 9 часов".
Вонг просигналил своей группе следовать за ним и атаковал японцев. В момент
атаки на истребителе Вонга отказали два из четырех его пулеметов, тем не менее,
он обстрелял два разведчика и на выходе из атаки перевел огонь на третий E8N.
Этот разведчик загорелся. Экипаж, пытаясь сбить пламя спикировал над Нан
Хсиюнгом и, оставляя за собой дымный след, проследовал на юг. Вонг не стал его
преследовать, посчитав сбитым. Два других "японца", атакованные Вонгом,
попытались уйти к юго-востоку с набором высоты. Причем отмечено, что за обоими
японскими гидропланами стелился след вытекающего топлива. Но этим японским
гидропланам также не удалось уйти. Шесть "Гладиаторов" группы Вонга,
выстроившись в очередь для атаки, расстреляли их.
Вторая группа китайских истребителей оказалась менее удачлива. Лейтенант Хсьен
Чуан-Хо со своими ведомыми лейтенантами Тенг Чунг-Кай и Янг Рю-Тонг атаковали
еще один японский гидроплан с задней полусферы. Но маневренный японский
разведчик развернулся почти на месте и сам атаковал китайцев в лобовой атаке.
Очередь из курсового пулемета японца оборвала жизнь одного из нападавших. Пуля
попала в голову лейтенанта Янга. Лейтенанты Тенг и Хсьен попытались достать
отважного японца, но пулеметы китайских Гладиаторов отказали, и это спасло
экипаж японского разведчика.
Пилот 28 эскадрильи Чень Чи-Вей выбрал своей целью разведчик Тип 95, пытавшийся
уйти от преследования над самыми кронами деревьев на высоте не более 100 метров.
Однако и у этого "Гладиатора" отказали два из четырех его пулеметов. Чень,
пытаясь стрелять наверняка, подошел слишком близко к потенциальной жертве и
попал под огонь хвостового стрелка. В попытке увернуться Чень потерял контроль
над машиной, вошел в штопор, выйти из которого не хватило высоты.
Таким образом, в этом бою китайцы потеряли сбитыми два "Гладиатора" при двух
погибших пилотах, еще два истребителя получили повреждения. Японцы также не
досчитались двух разведчиков E8N2, по одному с "Ноторо" и "Кинугаса Мару",
которые погибли в бою с экипажами. Еще один разведчик с "Ноторо" был списан,
после того как вернулся, имея 138 пулевых пробоин, раненого в ногу пилота и
убитого стрелка в задней кабине. Еще два экипажа – по одному с каждого корабля
были также ранены, а их машины повреждены.
В общем, этот воздушный бой окончился в ничью при равном количественном
соотношении сил, что свидетельствует о высоких боевых возможностях японского
гидросамолета. Правда, если бы не постоянные отказы оружия на китайских
истребителях, вызванных закупкой некачественных бельгийских патронов, вероятно,
соотношение потерь могло бы стать иным.
27 февраля 1938 года заместитель командира 28 эскадрильи 5 группы Луи Йим Кьюн
(Louie Yim-Qun) с четырьмя своими ведомыми на "Гладиаторах" пытались завалить
пару встреченных E8N2 над университетом Сунь Ят Сеня на высоте около 2
тыс.метров. Однако так и не смогли ничего сделать с верткими и довольно
скоростными японскими гидропланами, вернувшись с пустыми руками, проведя 1 час и
20 минут в воздухе.
На следующий день также ничем закончилась встреча командира 29 эскадрильи майора
"Буффало" Вонг Сун-Шуй с четырьмя разведчиками Тип 95 над железнодорожным узлом
Кантон (Гуанджоу). Вонг стремительной атакой на своем "Гладиаторе" разбил строй
японских гидропланов и попытался атаковать один из них, обстреляв из пулеметов.
Вернувшись домой, Вонг заявил один сбитый японский самолет. Впрочем, с японской
стороны нет подтверждения потери самолетов 28 февраля 1938 г.
В общем-то, сам факт использования в качестве бомбардировщиков корабельных
поплавковых разведчиков, способных нести минимальную бомбовую нагрузку, говорит
о том, что авиации в Китае японцам явно недоставало. Сильно растянувшийся вглубь
страны фронт и ожесточенное сопротивление ВВС Китая, не позволили японцам быстро
достичь поставленных целей. Конечно, бомбовая нагрузка E8N2, ограниченная двумя
30-кг бомбами, считалась номинальной, хотя самолёт мог поднять в перегрузку
вдвое больше. Кроме того, в подготовку японских пилотов обязательно входило
бомбометание с пикирования, а E8N изначально проектировался с учетом этой
возможности, поэтому считалось, что попадание одной-двумя мелкими бомбами точно
в цель будет куда эффективнее, чем рассеивание бомб крупного калибра с
горизонтального полёта.
В середине мая 1938 года к боевым действиям в Китае подключился
гидроавиатранспорт "Камикава-Мару", имеющий на борту 12 разведчиков E8N
31 мая в 13.00 девять гидропланов Тип 95 с "Камикава-Мару" в районе Хукоу. На
перехват вылетели пять "Гладиаторов" 28 эскадрильи возглавляемые капитаном Чин
Шуи-Тином (Chin Shui-Tin). Китайские истребители заняли эшелон на 500 метров
выше формации японских гидропланов двигавшихся в плотном строю клином. Бой был
очень жарким. Японские разведчики выписывали в воздухе все возможные фигуры
высшего пилотажа, пытаясь стряхнуть назойливых противников. Но через полчаса боя
компндиру группы китайских истребителей все же удалось завались одного из
"джапов". Его обломки и два погибших члена экипажа, - санто хико хэйсо (старшина
2-й ст.) Сато (пилот) и санто хико хэйсо (старшина 2-й ст.) Накаяма
(наблюдатель), - позже были найдены примерно в 20 км к северу от Чэнь Цзя-ин.
Ведомые Чина – лейтенанты Кван Йен Сун, Тенг Чунг-Кай и Фан Хшин-Мин, также
заявили сбитый японский разведчик.
В декабре 1941 года, когда Япония активно готовилась к войне на Тихом океане,
самолёты типа E8N считались устаревшими, хотя до полного перевооружения на новые
типы машин (Aichi Е13А1 и Mitsubishi F1M2) их оставили в составе корабельной
авиации. Союзники присвоили ему название "Dave", считая, что эти машины все еще
являются современными по японским меркам.
На самом деле количество этих довольно-таки допотопных машин по меркам 1941 года
в японской флотской авиации было относительно не велико. На декабрь 1941 года
разведчики "Дэйв" все еще числись в следующих частях:
- В учебно-боевом "Хатака" кокутай в Куре числилось 48 E8N2;
- В "Йокосука" кокутай имелось 12 E8N2
- Восемь разведчиков Тип 95 имелось в составе "Комацуджима" кокутай
- Некоторое количество "Дэйвов" числилось также в учебном "Ивакуни" кокутай.
Числились еще "Дэйвы" на борту некоторых боевых кораблей и гидроавиатранспортов. Как и в Китае, эти самолёты с переменным успехом использовались в качестве
лёгких бомбардировщиков.
Так, на 3-е июня 1942 года японцы запланировали налёт на Датч-Харбор, Алеуты,
для чего была собрана группа из 9 "Зеро" и 12 бомбардировщиков D3A и B5N. Полёт
проходил в условиях сильного тумана и найти цель им не удалось. Зато
стартовавшие с катапульт тяжелых крейсеров "Такао" и "Майя" четыре E8N без
проблем вышли к заливу Макушина. Успех авиаудара был бы значительнее, если бы
гидросамолеты могли нести нечто крупнее, чем две 60-кг бомбы. Тогда в заливе
находилось пять американских эсминцев, но ни одна бомба в цель не попала. На
обратном пути группу E8N догнали два истребителя Р-40Е, управляемые лейтенантами
Джоном В.Мерфи и Джейкобом У.Диксоном. Не имея возможности дать достойный отпор,
тихоходные разведчики были вынуждены отчаянно маневрировать, однако один
японский самолёт всё же рухнул в воду, а второй еле дотянул до своих кораблей и
был разбит при посадке.
Но основной функцией "Дэйвов" продолжала быть корректировка артиллерийского огня
кораблей и разведка. 27 февраля 1942 года в ходе морского сражения в Яванском
море разведчики E8N2 с тяжелых крейсеров "Начи" и "Хагуро" успешно
корректировали огонь японских крейсеров. Как известно, результатом боя стала
безоговорочная победа японского флота, потопившего один английский тяжелый
крейсер и два голландских легких.
9 апреля 1942 года разведчик "Дэйв" с линкора "Харуна" удачно обнаружил в 65
милях от Тринкомали, о. Цейлон английский авианосец "Гермес". По наводке
разведчика последовал удар японской палубной авиации, закончившийся гибелью
английского корабля.
Пожалуй последняя попытка использовать устаревшие разведчики "Дэйв" в качестве
перехватчиков имела место 25 декабря 1941 года, когда пара "Дэйвов", судя по
всему, с тяжелого крейсера "Шокай", встретились с голландской летающей лодкой
Dornier Do-24K № X-19 вблизи побережья острова Анамбас в Южно-Китайском море.
Бой скорее напоминал встречу слона и Моськи. Атаковать мощную и хорошо
защищенную летающую лодку оказалось весьма проблематично. Один "Дейв" вскоре
попал под пушечный залп стрелка "голландца", который развалил японский биплан в
воздухе, второй японский разведчик, впустую расстреляв боекомплект, предпочел
убраться восвояси.
Отметился разведчик E8N в инциденте с советским транспортом "Ангарстрой" 19
апреля 1942, когда шедший из Петропавловска во Владивосток наш пароход встретил
японскую эскадру из четырех линкоров и восьми эсминцев. Вскоре над палубой
"Ангарстроя" показался гидросамолет Тип 95, выпущенный с линкора "Нагато", и
сбросил на палубу вымпел на японском и английском языках, предписывающий
изменить курс. Вскоре, советский транспорт был потоплен неизвестной подводной
лодкой.
В дальнейшем E8N приняли участие в боях на островах Юго-Восточной Азии, а их
последней крупной битвой стало сражение за атолл Мидуэй в июне 1942 года, где
они еще осуществляли разведку японских кораблей. Приблизительно с этого времени
E8N окончательно стали самолётами "второй линии" и вплоть до конца войны
использовались для обеспечения связи и в учебных целей. Но к 1945 году они
практически исчезли уже и из учебных частей. Нет сведений и об использовании
"Дэйвов" в качестве самолетов "специальных атак".
Довелось заслуженным разведчикам E8N послужить и под чужим флагом. В 1938 году
королевство Сиам заказало в Японии 18 поплавковых разведчиков этого типа. Заказ
был выполнен к 1940 году и самолеты прибыли в Тайланд к концу сентября 1940
года.
В составе Королевских Тайских ВВС японские гидропланы получили обозначение
BTL-2. Машины этого типа активно участвовали в боевых действиях на стороне
Японии, патрулируя прибрежную зону в районе Камбоджийской границы. Впрочем, в
боевые столкновения они не вступали, успешно пережив войну и будучи списанными
лишь в 1946 году.
Намного более интересной была судьба другого E8N2, переданного в безвозмездное
пользование Германии. Так уж получилось, что в начале 1941 года германский
военный атташе в Японии вице-адмирал Веннекер, принял деятельное участие в
подготовке рейдерского похода вспомогательного крейсера "Orion". В конце 1940
года немцы его направили в Индийский океан, где при посредничестве Веннекера
японская сторона передала гидросамолёт E8N2. Встреча судов состоялась 1-го
февраля 1941 года около острова Мауг, Марианские острова, после чего "Orion"
отбыл редейрствовать дальше.
Японский разведчик "Дэйв" на борту немецкого корабля был окрашен в цвета
британских ВВС, на нем были нанесены британские "кокарды". Так японский
гидросамолёт мог вполне сойти за какой-нибудь колониальный "Хоукер" в поплавком
варианте или американский "Seagull", что позволяло беспрепятственно
проводить дальнюю разведку. Впрочем, в этот раз удача явно отвернулась от немцев
– за весь поход удалось потопить лишь одно грузовое судно "Chaucer". Что в дальнейшем
случилось с "немецко-английским" E8N2 неизвестно.
Корабельный разведчик Nakajima E8N представлял собой классический
цельнометаллический биплан, установленный на один основной и два поддерживающих
поплавка. Как и его предшественних E4N2 у разведчика Тип 95 сохранялась
возможность установки колесного шасси, но вероятно, этой возможностью никогда не
пользовались. По крайней мере нет ни одной известной фотографии этого самолета
на колесном шасси.
Фюзеляж и крыло машины были цельнометаллическими. Обшивка в передней части
фюзеляжа была выполнена из листов алюминия, хвостовая часть обшивалась полотном.
К центроплану, на четырех I-образных подкосах, крепился центральный однореданный
поплавок. Крылья также получили обшивку из алюминия. Под каждой нижней консолью
устанавливалось по одному дополнительному поплавку. Экипаж разведчика состоял из
двух человек пилота и наблюдателя, по совместительству командира машины и
стрелка, обслуживающего турельный пулемет Тип 92. Отдельные кабины пилота и
стрелка были выполнены открытыми и от набегающего потока воздуха экипаж был
защищен только индивидуальными плексигласовыми козырьками перед каждой кабиной.
На самолёте устанавливался 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения
Nakajima "Kotobuki"-2 Кai-1 мощностью 585 л.с. (на версии E8N2 – двигатель
версии "Kotobuki"-2 Кai-2 взлетной мощностью 630 л.с.), оснащенный двухлопастным
винтом постоянного шага.
В качестве штатного вооружение устанавливался один курсовой 7,7-мм пулемет Тип
97 в фюзеляже, расположенный сверху, левее оси самолета, и ещё один пулемет
такого же калибра Тип 92 находился в распоряжении наблюдателя и предназначался
для защиты задней полусферы.
(c) Евгений Аранов