Нидерландская компания N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker (Fokker)
заслуженно заняла свое место в истории мировой военной и гражданской авиации.
Следует отметить, что это существенное положение было приобретено технически
простыми средствами - единственно доработкой до совершенства концепция
проектирования, разработанной и реализованной главным конструктором компании
Fokker Рейнольдом Платцем (Reinhold Platz) еще в годы Первой Мировой войны -
свободнонесущее крыло, в основном цельнодеревянной конструкции и фюзеляж с
каркасом, сваренным из стальных труб. Применение этой концепции в компании
продолжалось вплоть до Второй мировой войны.
Эта концепция упорно сохранялась компанией даже в те дни, когда преимущества
цельнометаллических самолетов с работающей обшивкой монококового фюзеляжа уже
были бесспорными. Данное упорство лишила компанию такой важной и казалось бы
неприступной позиции в области транспортной авиации.
Чтобы не повторить свою ошибку в военной авиации, компания Fokker постепенно
отступила от своих принципов, и последние довоенные истребители D-XXI и G-1
использовали некоторые структурные элементы металлической конструкции. В 1938
году было решено построить новый двухмоторный тяжелый бомбардировщик Т-IX
цельнометаллической конструкции.
Разработка этой машины была вдохновлена потребностями колониальных голландских
военно-воздушных сил в голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). ВВС голландской
Ост-Индии желали заменить к тому времени уже устаревший американский
двухмоторный бомбардировщик Martin 139. Компания Fokker попыталась
воспользоваться необходимостью замены Martin-а и начала постройку T-IX с самым
большим усердием, чтобы колониальные ВВС не успели, по своему обыкновению, не
успели связаться с американскими поставщиками. В начале 1939 года самолет был в
достаточно продвинутой стадии сборки и был показан правительственным чиновникам.
В сентябре был запланирован первый полет.
Фактически это произошло 11 сентября 1939 года, в то время как в Европе уже 11
дней бушевала война, спровоцированная гитлеровской Германией. Голландия была еще
нейтральной. Заводской летчик-испытатель Т.Х. Леегстра (T. H. Leegstra) был
вполне удовлетворен первым пятнадцатиминутным полетом и спокойно приземлился в
аэропорту Схипхол (Schiphol). В связи с особым положением в стране в то время
полеты военных самолетов были ограничены. В связи с опасением, что голландская
зенитная артиллерия могла сбить неизвестный ей прототип, новые полеты
выполнялись с небольших аэродромов, расположенных недалеко от завода Fokker.
Полеты проходили без проблем вплоть до 8 марта 1940 года, когда при заходе на
посадку машина приземлилась "на брюхо" из-за неполного выпуска стоек шасси
немецкого происхождения. Повреждения машины были незначительными, но были
уничтожены шасси и винт VDM (также немецкий). Восстановление машины не было
простым, но в апреле самолет продолжил полеты. К несчастью однажды из-за отказа
тормозов самолет был серьезно поврежден о двери ангара, и должен был быть
отправлен в цех. Больше T-IX до летного состояния не доводился. Нацистская
Германия вторглась в Нидерланды 10 мая 1940 года, и вскоре после этого прототип
был конфискован немцами.
Однако они забрали только британские двигатели Hercules, оставив остальную часть
на месте. После войны полуразобраный T-IX был отправлен в политехнический
университет в Дельфте (Delft), а оттуда на военную базу Гилзе-Рийен (Gilze-Rijen).
Там машина находилась до 1960 года, после чего была отправлена на слом. Конечно
это позор, поскольку такой самолет был бы замечательным экспонатом любого музея
авиации.
Fokker T-IX был цельнометаллическим свободнонесущим среднепланом с экипажем от
четырех до пяти человек; он оснащался двумя радиальными двигателями Bristol
Hercules мощностью 1375 л.с.. Вооружение самолёта размещалось в фюзеляже - здесь
могли быть установлены одна 20-мм пушка (ее установка в носовой турели была
вдохновлена самолетом Martin 139) и до четырех оборонительных 7,7-мм пулемета (в
расположенных в задней части фюзеляжа двух шкворневых установках могли
размещаться по 1-2 пулемета), однако прототип летал без вооружения. Бомбовая
нагрузка доходила до 2000 кг.
На первом прототипе были нанесены опознавательные знаки, похожие на
чехословацкие, за исключением того, что в центре был нанесен оранжевый диск.
Самолёт первоначально имел номер 701, который позднее был заменен на 970. 23
сентября 1939 года в Нидерландах были введены новые опознавательные знаки -
оранжевые треугольники, которые также были нанесены и на T-IX.