В 1937г. компания Grumman произвела двухмоторную летающую лодку - амфибию, известную под обозначением Grumman
G-21 Goose. Это был высокоплан, на крыле
которого размещались два
звездообразных двигателя Пратт-Уитни
R-985 мощностью 450 л.с. и два подкрыльевых
стабилизирующих поплавка. Глубокий
двухреданный корпус имел стандартную
конструкцию, а горизонтальное оперение
было подкреплено подкосами. Возможность
приземления на воду и на сушу
обеспечивалась колесным шасси с
хвостовым колесом, все три стойки
которого убирались внутрь корпуса.
Выпускавшиеся до войны для
коммерческого использования под
обозначением G-21A, самолеты Goose, вмещавшие
до семи пассажиров, продолжали
производиться во время Второй мировой
войны для ВВС США и ВМС США под
обозначением JRF Goose .
Уцелевшие
коммерческие и списанные военные
самолеты, которые начали преуспевать на
рынке перевозок, подтвердили свою
ценность, и многие годы спустя компания МакКиннон Энтерпрайсиз в США начала
специализироваться на восстановлении
самолетов Goose и создании улучшенных
моделей. Среди них были ранние
модификации, в которых два двигателя R-985
были заменены на четыре двигателя Авко
Лайкомин мощностью 340 л.с., но
большинство самолетов было переделано в
стандарт моделей G-21C и G-21D Тurbo-Goose,
имевших два турбовинтовых двигателя.
Переделанные самолеты имели большое
количество усовершенствований.
Появилась модель G-21G Тurbo-Goose, которая
представляла собой самолет с частично
усовершенствованным оборудованием, а
также самолет Тurboprop Goose. Некоторые эти
машины использовались до 1980г.
Модификации
: |
|
|
G-21 |
12 ранних самолетов с
двигателями R-985-SB мощностью 450 л.с. (336 кВт). |
G-21A |
30 самолетов с двигателями
R-985-SB2 мощностью 450 л.с. (336 кВт). |
G-21B |
12 самолетов для Португалии
в качестве морских патрульных, единственный вариант семейства Goose,
строившийся в варианте "чистой" летающей лодки; самолеты могли
вооружаться двумя наводимыми 7,62-мм пулеметами и имели возможность
подвески под крылом за мотогондолами двух 45-кг бомб; самолеты
поставлены в апреле - мае 1940 года и применялись преимущественно
как транспортные до начала 1950-х годов. |
JRF-1 Goose |
после испытаний 21-го Goose
под обозначением XJ3F-1 (G-26) в качестве многоцелевого
транспортного с двумя двигателями R-985-48 мощностью по 450 л.с. ВМС
США приняли решение принять самолет на вооружение в качестве легкого
транспортного и разместили заказ на пять G-38, которые были
поставлены с ноября 1939 по январь 1940 года под обозначением JRF-1
Goose; так началась история эксплуатации самолетов семейства JRF в
ВМС США - к концу 1941 года ВМС имели 35 самолетов и продолжали
закупать машины вплоть до конца войны, но после ее окончания все
заказы были аннулированы; ВМС приступили к списанию своих Goose
вскоре после завершения боевых действий, большинство самолетов
поступило союзникам США и эксплуатировалось до конца 1950-х годов, а
в Береговой охране США они служили до середины 1950-х годов. |
JRF-1A Goose |
пять самолетов, поставленных
с сентября 1939 по январь 1940 года и отличавшихся от JRF-1
возможностью использования в качестве буксировщиков мишеней и
наличием люка в днище корпуса для выполнения фотосъемки. |
JRF-2 Goose |
поставлялись с июля 1939 по
май 1940 года, имели двигатели R-985-SB2; семь данных G-39
использовались Береговой охраной США как многоцелевые, причем
грузовой отсек мог переоборудоваться в пассажирский или для
перевозки раненых (сиденья заменялись носилками). |
JRF-3 Goose |
три самолета, переданные
Береговой охране США в ноябре 1940 года, отличались от JRF-2
наличием автопилота и противообледенительными устройствами на
передней кромке крыла и стабилизатора. |
JRF-4 Goose |
10 самолетов, поставленных
ВМС США с декабря 1940 по апрель 1941 года, соответствовали
стандарту JRF-1, но с двигателями R-985-50 и возможностью подвески
вооружения - на двух подкрыльевых узлах можно было подвесить по
одной 147-кг глубинной бомбе или одной 113-кг авиабомбе; количество
JRF-4 затем возросло до 12 за счет переоборудования двух G-21A в
1942 году. |
JRF-5 Goose |
самый многочисленный вариант
Goose, ВМС США получили с июля 1941 по октябрь 1945 года 184 машины,
последние 11 самолетов с заказа были сняты; данные самолеты
строились по смешанному варианту - имели люк для фотосъемки и
возможность буксировки мишеней, как на JRF-1A, автопилот и
противообледенительные устройства, как у JRF-3, и подкрыльевые узлы
крепления, как на JRF-4; после Второй мировой войны часть их
эксплуатировалась Береговой охраной США под обозначением JRF-5G; в
1938-1940 годах три таких самолета купила Канада - под обозначением
Goose Mk II, получив также от ВМС США 16 самолетов в 1944-1945 годах;
в 1952 году 12 самолетов получила от ВМС США Франция - они служили в
Индокитае, а еще пять машин поступили в 1954 году; самолеты
применялись преимущественно как связные (посыльные), а часть их -
как вооруженные разведывательные (до четырех 45-кг бомб под крылом и
два 7,62-мм пулемета в носовой части); несколько самолетов
использовались в качестве примитивных ганшипов - вооружались
спаренными 7,62-мм пулеметами в проеме левой двери; после вывода
французских войск из Индокитая четыре машины перебазировали в Новую
Каледонию, а 11 - в Алжир, последние из них списали в 1961 году. |
JRF-6B Goose |
50 самолетов, заказанных в
1939 году британской комиссией по закупкам для использования в
качестве учебных для подготовки штурманов и переданные затем по
программе ленд-лиза; поставки начаты в январе 1944 года, получены 44
самолета под обозначением Goose Mk IA; затем построили еще шесть
машин, из них пять - переданы ВВС Армии США как штабные транспортные
и морские поисково-спасательные OA-9, а один - передан Боливии. |
OA-9 |
в июне 1938 года авиакорпус
Армии США заказал 26 самолетов-амфибий G-31, созданных на базе
проекта G-21A, но оснащенных двумя двигателями R-985-17 мощностью по
450 л.с.; рассчитанный на шесть пассажиров, самолет поставлялся
заказчику с ноября 1938 по октябрь 1939 года, им заменили устаревшие
летающие лодки-амфибии Douglas OA-3 и OA-4 и использовали как
штабной транспортный и морской поисково-спасательный; еще пять
идентичных самолетов поступили в ВВС Армии США и имели ряд различий,
поскольку достраивались по стандарту JRF-6B и отличались от машин,
поставлявшихся по ленд-лизу британцам. |
OA-13A |
три G-21A, предназначавшиеся
для ВВС Армии США в 1942 году; два самолета были переданы
авиакомпании "Pan American Airways", выполнявшей транспортные
перевозки в интересах военных в Африке и на Среднем Востоке, а
третья летающая лодка осталась в ВВС Армии США и летала в США и
Южной Америке; один самолет получил повреждения в годы войны и был
утилизирован, но два других сохранились и после войны получили
гражданскую регистрацию. |
OA-13B |
два G-21A, поступившие в
1942 году в ВМС США, но в 1945 году переданные ВВС Армии США. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
G-21A |
Размах крыла, м |
14.94 |
Длина, м |
11.68 |
Высота, м |
4.57 |
Площадь крыла, м2 |
34.84 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2461 |
нормальная взлетная |
3608 |
Тип двигателя |
2 ПД Pratt Whitney R-985-AN6 Wasp Junior |
Мощность, л.с. |
2 х 450 |
Максимальная скорость , км/ч |
323 |
Крейсерская скорость , км/ч |
307 |
Практическая дальность, км |
1030 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6400 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 6 пассажиров Возможно 2х 113-кг глубинные бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|