General Aircraft G.A.L.38 Fleet Shadower был британским патрульным самолетом
дальнего действия, спроектированным непосредственно перед Второй Мировой войной.
Хотя Fleet Shadower был узкоспециализированным самолетом, который имел бы
соответствующую тактическую нишу, его концепция привела к созданию неуклюжего и
в конечном счете неудачного летательного аппарата.
G.A.L.38 Fleet Shadower и Airspeed A.S.39 Fleet Shadower были изготовлены для
удовлетворения спецификации S.23/37, которая пришла из "Оперативных требований
OR.52" ("Operational Requirement OR.52") Королевского Флота на самолет, который
мог бы следить или поддерживать контакт с вражеским флотом в темное время суток.
Первоначально в конкурс по созданию самолета данного типа вступили еще три
компании: Percival, Short Brothers и Fairey Aviation. После оценки проектов с
General Aircraft и Airspeed были заключены контракты на постройку каждой фирмой
двух прототипов. Контракт с General Aircraft был заключен 15 ноября 1938 года.
Основными характеристиками, требуемыми спецификацией, были способность в течение
шести часов на высоте 1500 футов (457,2 м) поддержать скорость в 38 узлов
(70,376 км/ч). Самолет также должен был действовать с летной палубы авианосца и,
следовательно, в проекте для облегчения хранения должны были быть предусмотрены
складные консоли крыла. Он должен был обеспечивать наблюдателю хороший обзор и
быть устойчивым на крейсерской скорости.
Проекты G.A.L.38 и A.S.39 были схожи - оба были высокопланами с неубирающимся
шасси, оснащенными четырьмя небольшими двигателями Pobjoy Niagara V,
размещенными по размаху передней кромки крыла для создания подъемной силы на на
низких скоростях. Место наблюдателя располагалось в застекленном отсеке в носу,
а радиаста - в фюзеляже позади пилота.
Самолет был оснащен различными устройствами для увеличения подъемной силы:
щелевые закрылки и щелевые элероны, спонсоны в виде нижнего крыла и разрезные
закрылки. консоли крыла складывались, поворачиваясь к фюзеляжу, с применением
гидропривода.
В связи с проблемами разработки двигателя Pobjoy Niagara V было решено
использовать маломощную гражданскую версию Niagara III. Первый G.A.L.38 Fleet
Shadower (также известный как "Night Shadower") впервые поднялся в воздух 13 мая
1940 года будучи оснащенным двигателями Niagara III. Инновационное использование
создаваемых винтами "завихрений", направленных на расположенные по всему размаху
закрылки, привело к впечатляюще миимальной скорости в 39 миль/ч (63 км/ч),
которая позволила бы Fleet Shadower легко выполнять крейсирские полеты над
вражеским флотом.
Во время испытаний самолет страдал от проблем аэродинамической устойчивости, но
не настолько плохо как у проекта компании Airspeed, отмененного в феврале 1941
года. Перед состоявшимися в июне 1941 года полетами самолет был серьезно
модернизирован с установкой двигателей Niagara V, три киля были заменены одним
большим. Летные испытания первого G.A.L.38, во время которых незавершенный
второй самолет использовался в качестве источника запчастей, продолжались вплоть
до сентября 1941 года. В октябре 1941 года компании было дано распоряжение сдать
на слом второй самолет, а в марте 1942 года была выпущена инструкция также
поступить и с прототипом.
Концепция флотского патрульного самолета была заменена разработанной в военное
время эффективной бортовой РЛС для действий против надводных целей (Air to
Surface (ASV) radar), которая могла быть установлена на патрульных самолетах
дальнего радиуса действия, таких как Consolidated Liberator I, и поэтому в
феврале 1941 года Королевский Флот отменил проекты по спецификации S.23/37.