Созданный вскоре после окончания
войны тяжелый бомбардировщик Liore-et-Olivier LeO.20 оказался достаточно
успешным самолётов и продержался на вооружении до 1939 года, пока из-за сильной
технической устарелости его не вывели из состава ВВС. Хотя эта машина не
отличалась какими-либо преимуществами перед перспективными скоростными
монопланами, французское министерство авиации с завидным упорством продолжало
верить в то, что ночному бомбардировщику большая скорость ни к чему и главное
это доставить бомбовый груз по назначению. Эту же мысль подхватило и
Адмиралтейство, в 1925 году заказавшее фирме Liore-et-Olivier постройку
аналогичного самолёта для морской авиации. Разумеется, за основу предлагалось
взять одну из модификаций LeO.20, причем требовалось, чтобы морской
бомбардировщик мог нести 700 или 900 кг торпеду или до 500 кг бомб. Проект,
получивший обозначение LeO.25, был реализован в 1928 году и представлял собой
симбиоз наработок по бомбардировщикам LeO.20 и LeO.12. Внешне мало отличаясь от
своего прототипа он оснащался двигателями Hispano-Suisa 12 мощностью 575 л.с. и
мог развивать скорость до 215 км\ч. Такие показатели вполне удовлетворили
запросы флота и вскоре в разработке уже находилось как минимум четыре варианта
морского бомбардировщика:
-
LeO.250 - с рядными двигателями Hispano-Suiza 12Mbr (500 л.с.)
-
LeO.251 - с радиальными двигателями Gnome-Rhone "Jupiter" (420 л.с.)
-
LeO.252 - поплавковый бомбардировщик с рядными двигателями Hispano-Suisa 12 (575
л.с.)
-
LeO.253 - с радиальными двигателями Gnome-Rhone 14Ka (790 л.с.)
Непосредственно вариант LeO.25 не сильно заинтересовал заказчика. Помимо
опытного образца, в 1930 году была выпущена партия из трех самолётов в варианте
ночного бомбардировщика LeO.25Bn.4 (иногда называемого LeO.253). Эти самолёты
предназначались для экспорта в Бразилию и прибыли в 1931 году. Им были присвоены
номера К-611 - К-613. Служба бразильских LeO.25Bn.4 оказалась весь скоротечной -
уже в 1935 году их списали из частей первой линии заменив более современными
самолётами.
Поплавковые торпедоносцы-бомбардировщики LeO H.257bis/258, имевшие экипаж из
шести человек, представляли собой дальнейшее совершенствование конструкции
двухмоторного сухопутного ночного бомбардировщика LeO 25. Он же, в свою очередь,
являлся модернизированным вариантом более раннего LeO 20. Первый LeO 25 поднялся
в воздух в 1929 г. Построили всего три таких самолета. Как LeO 253 их поставили
бразильской армии.
Н.257bis и Н.258 отличались от LeO 253 фактически только мотоустановкой. Их
появлению предшествовало создание нескольких опытных самолетов. В 1932 г. на
заводе "Лиор эт Оливье" в Аржантейле построили Н.254-01 и Н.256-01. Первый из
них вышел на испытания в Сен-Рафаэле 7 июля, а второй - 14 ноября 1932 г. Они
отличались в основном двигателями и площадью крыла. На Н.254-01 стояли моторы
Ис-пано-Сюиза 12МЬг по 500 л.с. и площадь крыльев равнялась 120,0 м2, а на
Н.256-01 монтировались два Испано-Сюиза 12Nbr по 650 л.с. и площадь составляла
133,0 м2. За ними в апреле 1933 г. последовал Н.255-01 с двигателями
Испано-Сюиза 12Xbrs по 690 л.с. Площадь крыльев у него была той же, что и у
Н.254-01. Предусматривалось взаимозаменяемое колесное или поплавковое шасси.
25 октября 1932 г. заказали опытный образец следующей модификации, Н.257. Этот
самолет прибыл в Сен-Рафаэль для официальных испытаний 10 апреля 1933 г. Он был
подобен Н.256-01, но имел моторы Гном-Рон 14 КЬг по 800 л.с. и закрытую
пилотскую кабину. Между 1934 и 1936 годами заказали в общей сложности 60 таких
машин под обозначением H.257bis с усиленным крылом и моторами Гном-Рон 14Kirs/
Kjrs. Последние имели нагнетатели и развивали мощность 870 л.с. на высоте 3200
м.
В то же время в ходе испытаний в Сен-Рафаэле на Н.256-01 в январе 1933 г.
переделали киль и руль направления. 30 декабря заказали по образцу этой машины
26 серийных самолетов под обозначением LeO Н.258. Эта модификация была
практически идентична H.257bis, если не считать того, что на ней стояли моторы
жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Nbr по 650 л.с.
Производство серийных H.257bis и Н.258 велось на заводе "Лиор эт Оливье" в
Рошфор-сюр-Мер. Оттуда машины на колесном шасси перелетали в Виллакублэ, а
оттуда в Сен-Рафаэль для сдачи морской авиации. Н.258 стал первой модификацией,
поступившей на вооружение. Эскадрильи ЗВ1 и ЗВ2 начали переходить на эти
самолеты в июне 1935 г. Выпуск Н.258 завершился в сентябре того же года. 1
января 1936 г. в Бизерте создали 2-ю группу 25-й эскадры ВВС путем передачи из
морской авиации эскадрилий 4В1 и 4В2. В июне 1936 г. она начала заменять свои
F.168 на Н.257 bis.
1 июня 1937 г. в Берре сформировали новую часть, эскадрилью 1В1, получившую
Н.258, ранее эксплуатировавшиеся эскадрильями ЗВ1 и ЗВ2; последние перевооружили
на H.257bis.
В ходе серийного производства в H.257bis внесли некоторые усовершенствования.
Когда новые 7,5-мм пулеметы "Дарн" стали выпускаться в достаточном количестве,
их внедрили на торпедоносцах вместо старых "Льюисов". Радиостанцию VL-20
заменили на М 33.4 type 1 bis. Вместо бензобаков в поплавках появился
торпедообразный подфюзеляжный бак для длительных полетов емкостью 1200 л.
Реорганизация авиационной промышленности после ее национализации привела к тому,
что окончательную сборку H.257bis перенесли из Виллакублэ на завод SNCASE в
Берре, где первый самолет этого типа (H.257bis N9 46) покинул сборочный цех в
июле 1938 г. Производство окончательно прекратили в марте 1939 г.
1 октября 1938 г. эскадрильи 1В1, ЗВ1 и ЗВ2 переименовали соответственно в В2,
В1 и ВЗ. В2 в конце 1938 г. сдала свои Н.258, получив новую технику. В
результате все три эскадрильи были оснащены Н.257 bis. Они продолжали летать на
этих самолетах и в сентябре 1939 г. Группа GBII/25, входившая в ВВС, имела на
вооружении сухопутный вариант той же машины на колесном шасси. Часть самолетов
была переоборудована моторами Гном-Рон 14 Knrs/ Kors. Поплавковые H.257bis
патрулировали над Ла Маншем, Атлантикой и Средиземным морем. Восемь
сохранившихся до этого времени Н.258 прошли полную переборку на заводе в SNCASE
в Мариньяне. Три гидроплана поступили в эскадрилью 2S4, базировавшуюся в
Бретани, а остальные - в 4S2 в Каруба.
Эскадрилья ВЗ была расформирована 1 апреля 1940 г., а В1 и В2 продолжали
эксплуатировать Н.257 bis. Когда немецкие войска подошли к Дюнкерку, самолеты
эскадрильи В2 по ночам бомбили дороги и мосты в районе Булонь-Кале, достигнув
определенных успехов. Большие потери понесли устаревшие поплавковые машины при
дневных налетах на танковые части противника, продвигавшиеся к Шербуру. При этом
французы лишились большей части имевшихся у эскадрилий В1 и В2 H.257bis.
Эскадрилья Е7 потеряла почти все летающие лодки Луар 70 на авиабазе флота в
Каруба во время налета на нее итальянской авиации 12 июня 1940 г. Ее пришлось
перевооружить на Н.257 bis. Примерно в это же время несколько H.257bis и Н.258
получила эскадрилья 3S4. Однако эту часть расформировали 1 августа 1940 г. К
этому дню В1 и В2 переименовали в 16S и 5S. Входившую в ВВС группу GBII/25
согласно договоренности с немцами разрешили оснастить новыми бомбардировщиками
LeO 451. Принадлежавшие ей ранее H.257bis на колесах передали флоту, возвратив
таким образом первоначальным хозяевам. На 15 августа 1940 г. французская морская
авиация обладала 45 H.257bis и восемью Н.258. Запчасти для этих самолетов
продолжали выпускаться до 14 августа 1940 г. Впоследствии устаревшие гидропланы
консервировались или пускались на слом в зависимости от их состояния. Но
небольшое количество машин сохранили в эксплуатации, используя для буксировки
мишеней, тренировки в "слепых" полетах и связи.
После высадки войск союзников в ноябре 1942 г., H.257bis, хранившиеся в
законсервированном виде в Северной Африке, вновь привели в состояние пригодности
к полетам. Все их оснастили колесным шасси. К 4 сентября 1944 г. эти машины уже
выбыли из строя; летал всего один H.257bis, служивший как буксировщик мишеней.
Еще одним членом семейства Н.25, проходившим летные испытания, являлся Н.259 -
торпедоносец-бомбардировщик со взаимозаменяемым поплавковым и колесным шасси. Он
имел двигатели Испано-Сюиза 12Ydrs/Yfrs, приподнятую заднюю часть фюзеляжа и
другое расположение системы подкосов между мотогондолами и верхним крылом. В
июле 1935 г. Н.259-01 испытывался в Сен-Рафаэле с винтами "Ратье" с
электроуправлением. К середине 1940 г. его перегнали на базу в Берре, где и
законсервировали.