Первоначально авиация французского военно-морского флота (Aéronautique Navale
[Aéronavale]) считала своими основными оперативными задачами охрану собственных
территориальных вод от действий противника, а также атаки и уничтожение
вражеских кораблей в море и наземных целей на его прибрежной территории. В
период, известный как "странная война", в состав Aéronavale входили 50
эскадрилий, среди которых были машины с авианосца "Беарн" (Béarn),
самолеты-разведчики с оснащенных катапультами десятков кораблей и множество
самолетов наземного базирования различных типов (как с колесным, так и с
поплавковым шасси). Тишина на фронте сопровождалась лихорадочным перевооружением
подразделений Aéronavale: эскадрильи авиации ВМФ получили новые самолеты как
собственного производства, так и закупленные в США. В число отечественных машин
входил и непримечательный трехместный одномоторный двухпоплавковый гидросамолет
H.43 производства компании Lioré-et-Olivier, уже принадлежавшей группе SNCASE (Société
Nationale de Constructions Aéronautique du Sud-Est).
Однако продолжение войны не совпало с планами командования Aéronavale: 10 мая
1940 года враг пришел не с моря... Часть подразделений Aéronautique Navale
воевала на суше; многие машины Aéronavale были аварийными и поэтому
подразделения перевооружались сухопутными истребителями, такими как Potez 631,
Dewoitine D.520, Morane-Saulnier M.S.406 и другими. Тем не менее, морская
техника (Loire-Nieuport L.N.401, Vought 156F, Laté 298) также воевала на суше,
нанося удары по наступающему вермахту. Действия самолетов-разведчиков и
патрульных гидросамолетов, в том числе H.43, были ограничены охраной портов и
ожиданием атак ВМФ Германии. Описанный ниже LeO H.43 на 1940 год де-факто был
новым самолетом, однако к новинкам авиации его вряд ли кто отнес, поскольку эта
машина устарела еще на этапе выбора победителя конкурса самолетов данной
категории.
Началась история LeO H.43 в 1933 году, когда ВМФ Франции объявил конкурс на
создание неприхотливого в эксплуатации трехместного самолета для выполнения
полетов в прибрежных районах. В конкурсе приняли участие пять компаний, две из
которых представили летающие лодки (Loire 130 и CAMS 120), тогда как другие три
(Lioré-et-Olivier с H.43, Gourdou-Leseurre с GL.820 и Breguet с Br.610) –
поплавковые гидросамолеты. Ни один из предложенных проектов в полной мере не
отвечал требованиям конкурса, и лишь LeO H.43 предоставлял возможности для
дальнейшего развития и модифицирования (летающая лодка Loire 130 также была
построена, но для других целей).
Главным конструктором моноплана H.43 был М. Бенуа (M. Benoit); первый прототип
самолета был изготовлен на заводе в Аржантёе (Argenteuil). Машина представляла
собой угловатую конструкцию с объемным фюзеляжем, в верхней части которого были
размещены отдельные кабины трех членов экипажа (пилота, радиста/штурмана и
наблюдателя/стрелка). Одновременно в нижней части фюзеляжа находилась ванна,
имевшая хорошее остекление во все стороны и являвшаяся основным рабочим местом
наблюдателя. Лишь в случае нападения самолетов противника он должен был
подняться наверх и защищать H.43 от атак сзади при помощи подвижного пулемета.
Конструкция самолета была смешанной, в том смысле, что металлический каркас:
силовой набор фюзеляжа изготавливался из металлических труб [лонжероны] и
дюралюминиевых профилей [шпангоуты], силовой набор двухлонжеронного крыла и
хвостового оперения изготавливались из алюминия. За исключением алюминиевых
капота, средней части фюзеляжа и передней кромки крыла обшивка самолета
представляла собой традиционное полотно.
В качестве силовой установки для самолета был выбран радиальный
девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hispano-Suiza 9Va, развивавший
575 л.с. и вращавший двухлопастный винт. Топливные баки размещались в поплавках,
изготовленных из дюралюминия и разработанного во Франции жаропрочного сплава
Védal.
Свой первый полет H.43 совершил 4 декабря 1934 года, а в начале января
следующего года в расположенном в Сен-Рафаэле (St. Raphaěl) испытательном центре
Aéronavale началось официальное тестирование. В ходе испытаний, во время которых
был даже произведен взлет с катапульты гидроавианосца "Коммандан Тест" (Commandante
Teste), было определено, что свойства машины являются приемлемыми. В мае 1936
года, после дополнительных испытаний в боевых подразделениях, был выдан заказ на
изготовление двадцати экземпляров. Обязательным требованием заказа было внесение
в конструкцию самолетов изменений.
Прежде всего, изменился капот: вместо узкого кольца Тауненда был установлен
более широкий капот NACA. На втулку винта одели обтекаемый кок. Передняя часть
днища поплавков была переделана, а емкость бензобаков, располагавшихся в
поплавках, увеличили с 405 л до 550 л. Продольная устойчивость была улучшена
путем увеличения площади киля (одновременно была сокращена проходящая ниже
фюзеляжа часть руля направления). Стабилизатор горизонтального оперения стал
регулируемым в полете. И, наконец, первоначальная пулеметная башенка была
заменена на более современную остекленную.
В таком виде летом 1937 года самолет был вновь представлен на испытания. К этому
времени состоялась национализация авиационной промышленности, и компания Lioré
et Olivier была включена в группу SNCASE, которая передала производство H.43 на
завод в Берре (Berre). К сентябрю 1938 года, когда уже было запущено серийное
производство, конструкция машин данного типа вновь претерпела изменения:
- был установлен более мощный 650-сильный двигатель Hispano-Suiza 9Vb, вращавший
винт с установленным на нем обтекателем;
- фюзеляж стал выше и в нем остались только две открытые кабины;
- ванна наблюдателя/стрелка стала новой формы;
- новая полностью убираемая позиция стрелка с подвижным 7,5-мм пулеметом Darne,
установленным на стрелковой установке Blanchet-Pilain 11;
- установлен стреляющий вперед синхронизированный 7,5-мм пулемет MAC;
- под ванной установлены держатели для бомб общим весом 500 кг.
Первый полет серийного H.43 состоялся в июле 1939 года, а с февраля 1940 года
гидросамолеты стали поступать на вооружение расквартированной в Йере (Hyéres)
эскадрильи 3S5 (литера "S" означала Surveillance - патрульный). В конце месяца
было уже 6 машин. Другие 9 самолетов получила базировавшаяся в Сен-Мандрье (St.
Mandrier) эскадрилья 3S1 (также недалеко от Тулона). Остальные H.43 - последний
взлетел 3 мая 1940 года (!) - хранились в Берре.
Машины в течение нескольких недель вели патрулирование, но уже 20 августа
подразделения были реорганизованы (стали 7S и 11S) и перевооружены.
Гидросамолеты-разведчики H.43 были отправлены на консервацию в Берр. После
начала немецкой оккупации устаревшие машины были отправлены на слом.
(c) alternathistory.org.ua