Martin JRM Mars (Мартин Марс) - это летающая четырехмоторная лодка,
которая разрабатывалась с 1938 по 1943 годы по заказу ВМС США. Лодка
создавалась, как "летающий дредноут" - патрульный самолет дальнего радиуса
действия для использования в океане. Всего с 1945 по 1947 год было выпущено 5
серийных летающих лодок данного типа. Все самолеты были поставлены на вооружение
американских ВМС. По состоянию на сентябрь 2012 года один из гидросамолетов
данного типа продолжал нести службу в качестве противопожарного самолета. Стоит
отметить, что Martin Mars был самым крупным гидросамолетом в истории, который
выпускался серийно, пусть и было выпущено всего 5 машин. Превосходивший его по
размерам гидросамолет Hughes H-4 Hercules был собран в единственном экземпляре.
Контракт на создание новой летающей лодки американская компания Martin получила
23 августа 1938 года. Всего планировалось изготовить 1 опытный самолет, который
военные собирались использовать в роли патрульного бомбардировщика. Вскоре
самолет получил собственное имя - Mars. Для своего времени машина была
выдающейся. При общем полетном весе более 65 тонн гидросамолет должен был
развивать крейсерскую скорость в 365 км/ч и совершать полеты на дальность до 8
тысяч км. При этом летающую лодку планировалось оснастить четырьмя новейшими
радиальными двигателями Wright R-3350 Duplex Cyclone, развивающими мощность в
2000 л.с. Строительство опытного самолета началось в августе 1940 года, а уже 27
сентября 1941 года машина была выкачена из сборочного цеха.
Опытный образец, получивший индекс XPB2M-1, впервые поднялся в воздух 3 июля
1942 года. К моменту завершения программы
летных испытаний американский флот уже имел на вооружении Consoldated-Vultee
PB2Y Conorado - четырехмоторный патрульный бомбардировщик. Несмотря на тот факт,
что данный гидросамолет значительно уступал в размерах и весе "Марсу",
необходимости в наличии дополнительного количества дальних патрульных
бомбардировщиках у ВМС не было.
Вследствие этого назначение летающей лодки Martin Mars было пересмотрено. Из
патрульного бомбардировщика она была переквалифицирована в транспортный
гидросамолет. В связи с этим компания Martin получила приказ о снятии с борта
лодки всего военного оборудования, в том числе и оборонительного (пулеметные
турели). Также конструкторам предстояло переделать фюзеляж машины для удобства
перевозки солдат и военной техники. В итоге новый вариант гидросамолета получил
обозначение XPB2M-1R.
Стоит отметить, что ВМС США были очень впечатлены продемонстрированными XPB2M-1R
характеристиками. Это заставило их заказать фирме Martin сразу 20 серийных
машин, которым присвоили индекс JRM-1. При этом серийные летающие лодки
отличались от прототипа большим одиночным килем, в то время как на XPM2M-1
оперение было двухкилевым. Изменения также предполагали установку на самолете
более мощных моторов R-3350-8 мощностью по 2400 л.с., которые вращали новые четырехлопостные винты. Также была расширена задняя часть фюзеляжного редана.
Это было сделано для повышения управляемости летающей лодкой в воде.
Данный самолет до сих пор является наиболее крупной летающей лодкой, которые
когда-либо состояли на вооружении ВМФ США. Свои возможности машина
продемонстрировала военным уже в 1944 году, когда самолет смог доставить 9299 кг
полезного груза на Гавайи, преодолев расстояние в 7564 км за 27 часов 36 минут.
После совершения данного перелета ВМФ США сразу же выдали заказ на 20 серийных
летающих лодок Martin Mars, которые получили обозначение JRM-1 и должны были
использоваться в качестве транспортных самолетов.
Окончание Второй мировой войны привело к корректировке заказа со стороны ВМС.
Всего было выпущено 6 самолетов, но первый из них был потерян уже в августе 1945
года. Несмотря на небольшую численность серии, даже в ней самолеты отличались
друг от друга. Так, последний гидросамолет отличался от версии JRM-1 установкой
более мощных двигателей, он получил четыре мотора Pratt & Whitney R4360-4T Wasp
Major мощностью по 3 000 л.с. каждый. Машина получила обозначение JRM-2. Такой
самолет, благодаря возросшей мощности двигателей, обладал на 9072 кг увеличенным
полетным весом.
Еще одна лодка была потеряна возле Гонолулу 5 мая 1950 года. Сразу же после
взлета у самолета загорелся двигатель. Машина смогла благополучно приземлиться,
экипаж покинул гидросамолет после того, как огонь перекинулся с двигателя на
крыльевые топливные баки. Оставшиеся 4 самолета несли свою службу в составе
авиационной эскадрильи VR-2, которая занималась перевозками грузов и людей.
Главные маршруты данных самолетов находились в акватории Тихого океана. Однажды
"Марс" даже перевез весьма значительное на тот момент количество пассажиров -
301 человек + 7 членов экипажа. Это был рекорд по перевозке пассажиров, он был
поставлен 19 мая 1949 года. В рамках данного полета самолет совершил перелет с
авиабазы ВМС Аламеда на авиабазу ВМС Норт-Айленд.
Летающие лодки достаточно активно использовались американской морской авиацией
вплоть до 1956 года, когда их служба подошла к концу. К этому моменту общий
налет самолетов достиг 87 тысяч летных часов. Все гидросамолеты были отправлены
на американскую базу Аламеда, где их вытащили на берег. До 1959 года самолеты
простояли тут, ожидая разделки. Однако на слом самолеты не отправили.
Из пяти "Марсов", принятых
на вооружение ВМС США в 1945-1947, одна машина была потеряна от пожара в
1950. Жертв не было - пилот сумел приводниться и эвакуировать пассажиров.
Четыре оставшиеся машины ("Большая четвёрка") были поставлены на прикол
в 1956 и списаны на металлолом в 1959 при среднем налёте более 20 000
часов. В том же году "Марсы" были выкуплены объединением канадских
лесопромышленников, учредивших собственный противопожарный авиаотряд.
Самолёты переоборудовали в летающие танкеры для тушения лесных пожаров.
23 июня 1961 одна машина разбилась на тушении пожара; другая была
уничтожена тайфуном 12 октября 1962.
Два сохранившихся "Марса"
впоследствии получили новые моторы - 2500-сильные Wright R-3350-24WA
Cyclone, с которыми самолёты могли поднимать до 27 750 литров воды и 2
270 литров пенообразующего концентрата, при этом они оборудованы
различными системами сброса воды (через двери в бортах и двери в днище).
После ряда перепродаж два "Марса"
оставались приписанными к городку Алберни на острове Ванкувер. В
последний раз они принимали участие в тушении калифорнийских лесных
пожаров в октябре-ноябре 2007 года. В августе 2012 года было сообщено,
что одна из двух оставшихся машин - "Филиппинский Марс" - списана и
отправлена во Флориду, где была установленой в Национальном музее
морской авиации.
Последний оставшийся
самолет, он же первый выпущенный, выполнял полеты на тушение пожаров еще
в 2013 году, пока летом прошлого года правительство Британской Колумбии
из-за увеличения цен приняло решение отказаться от продления контракта с
компанией Coulson. Последняя лодка серии была размещена на стоянке
компании Coulson Forest Products.