Следствием быстрого количественного роста Королевских ВВС в конце 30-х гг.
стал заказ целого ряда новых самолетов "с чертежной доски", не дожидаясь
результатов летных испытаний. В ряде случаев эта практика себя оправдала, но
иногда она вела к принятию на вооружение недоработанных самолетов, в конечном
итоге так и не ставших массовыми. В полной мере относится и к летающей лодке "Лервик".
В марте 1936 г. Министерство авиации выдало спецификацию R.1/36,
предусматривавшую создание цельнометаллической летающей лодки-моноплана для
замены бипланов "Саро" "Лондон" и "Супермарин" "Стренрир". Самолет должен был
иметь максимальную взлетную массу 11 350 кг и экипаж из 6 человек. В качестве
оборонительного вооружения предусматривались три механизированные турели, а
масса бомбовой нагрузки должна была составлять 2000 фунтов (907 кг). В конкурсе
участвовали три фирмы - "Блэкберн", "Саро" и "Супермарин". Первая из них
предложила весьма необычный "трансформируемый" самолет В.20, признанный
чрезмерно сложным. Внедрению проекта "Супермарин" помешали его чрезмерная цена и
загруженность фирмы работами по "Спитфайру". В итоге выбор сделали в пользу
проекта S.36 фирмы "Саро", разработанного под руководством Г. Ноулера.
"Лервик" отличался довольно высоким фюзеляжем, необходимым для того, чтобы
поднять крыло с установленными на его передней кромке двигателями на безопасное
расстояние от воды. Пулеметное вооружение из семи 7.7-мм пулеметов размещалось в
трех башнях "Фрейзер-Нэш" (1 Виккерс-К в носовой башне, 2 Браунинга в верхней и
4 в хвостовой башнях) , причем носовую выполнили сдвигающейся внутрь фюзеляжа -
так освобождалась площадка для швартовых работ. От наружной подвески бомб
конструкторы отказались, оборудовав бомбоотсеки в мотогондолах. Суммарная масса
бомбовой нагрузки составляла 907 кг - по 2x 227-кг или по 4x113-кг бомбы в
каждом из двух отсеков. В качестве силовой установки первоначально выбрали
12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения "Роллс-Ройс" "Валчер", но в ходе
проектирования их заменили на 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения
"Бристоль" "Геркулес" II (1375 л.с.; на 9 самолетах) либо "Геркулес" IV (1650
л.с.; на 8 машинах), являвшиеся к моменту своего создания самыми мощными в мире.
В апреле 1937 г. была заказана партия из 10 гидросамолетов "Лервик". Первый
серийный экземпляр вышел на испытания в начале ноября 1938 г. Результаты были
весьма не утешительными - летающая лодка отличалась плохим гидродинамическим
характеристиками, неудовлетворительными взлетно-посадочными качествами и
неустойчивостью в воздухе - полет с брошенной ручкой или на одном моторе на "Лервике"
был в принципе невозможен.
В конструкцию прототипа L7248 внесли ряд изменений. Так, для улучшения
управляемости в дополнение к килю ввели два ввели небольших дополнительных киля.
Затем их убрали и увеличили высоту киля, затем вместо одинарного киля установили
двойной на концах стабилизатора. Оригинальные винты диаметром 4.11 м были
заменены более крупными диаметром 4,42 метра.
Впрочем, вносимые в конструкцию изменения не позволили радикально улучшить
характеристики машины. Тем не менее производство продолжили, хотя оно имело
мелкосерийный характер: до окончательного прекращения выпуска в марте 1941 г.
завод в Ист-Коувсе выпустил 21 машину.
Дебют новой летающей лодки был весьма неудачным. В день начала войны, 1 сентября
1939 года прямо у причала в Феликстоу затонул второй прототип машины L7249 из-за
незакрытого на ночь входного люка.
Первые четыре серийные машины, L7251, L7252, L7253, L7254, в июне-сентябре 1939
года были поставлены в 240 эскадрилью, летавшую на двухмоторных бипланах Саро
Лондон и Супермарин Стренрир с базированием на западе Шотландии. Впрочем, Лервики эксплуатировались там не долго и в октябре 1939 года были переведены в
состав 209 эскадрильи, базирововшейся в Обане на западном побережье Шотландии. Лервики были призваны заменить состоявшие на вооружении эскадрильи старые
бипланы Стренрир. По сути, 209 эскадрилья стала единственной боевой частью,
применявшей новые летающие лодки по прямому назначению для противолодочного
патрулирования акватории Северного моря. Всего в 209 эскадрилью поступило 18 из
21 построенной лодки. Первая, номер L7250 была переведена в эскадрилью 30.11.39,
а последняя, L7267, поступила 29 марта 1941 года.
Вплоть до марта 1940 года эскадрилья занималась освоением новой матчасти и к
боевым задачам не привлекалась. Но уже 20 февраля 1940 года был потерян один Лервик, L7253 ‘WQ-G’. Во время посадки у острова Лисмор в условиях плохой
видимости, пилот самолета слишком жестко приводнился, снес правый поплавок, в
результате самолет завалился на борт и затонул. Шестеро членов экипажа удалось
выбраться из тонущей машины, но выплыть сумели только пайлот офицер Огли-Скэн и
капрал Тэйлор, остальные четверо утонули. Затонувший на мелководье Лервик
впоследствии подняли и даже отремонтировали, но только затем, чтобы он был
разбит и окончательно затонул во время шторма.
Впервые на боевое задание 25 марта 1940 года вылетел Лервик L7256 WQ-V,
пилотируемый флайт лейтенантом Беннетом. В задачи экипажа входил поиск немецких
подводных лодок в Северном море. Согласно отчета экипаж атаковал вражескую
субмарину, сбросив бомбы. Результата нет. Характерно, что первая атака немецкой
подводной лодки Лервиками оказалась и последней. Больше летающим лодкам этого
типа не довелось быть использованным в этом качестве.
В дальнейшем Лервики из 209 эскадрильи эпизодически привлекались для
эскортирования британских конвоев и боевых кораблей, спасательных операций,
реже, для противолодочного патрулирования.
Не смотря на отсутствие соприкосновения с противником потери среди летающих
лодок этого типа были весьма высоки.
Лервик, номер L7261, из той же 209 эскадрильи был потерян 29 июня 1940 года
недалеко от гибели первой машины в заливе Эрдантив по той же причине. В ходе
посадки на воду в условиях волнения сломал правый поплавок, зачерпнул воду и
быстро пошел на дно. На этот раз, правда, обошлось без жертв.
21 ноября и 6 декабря прямо на стоянке в заливе Лох Райан затонули еще два
Лервика эскадрильи, соответственно номера L7251 и L7255.
7 января 1941 года был потерян очередной Лервик эскадрильи - L7262. Самолет
потерял контроль на взлете и разбился в заливе Стренрир. Погибли двое из девяти
членов экипажа.
21 февраля во время патрулирования разбился у побережья Ирландии по неизвестной
причине борт L7263. 14 человек экипажа погибли.
Борт L7252 окончил свою карьеру 24 марта 1941 года в Бристольском канале. Один
из двигателей самолета сорвало с крепления, винт распорол фюзеляж и самолет
быстро затонул. На счастье экипаж был спасен находившимся рядом эсминцем.
16 октября был потерян очередной Лервик 209 эскадрильи, борт L7254. На рулежке в
заливе Хеленсбург машина распорола себе днище о подводные камни и затонула.
11 ноября 1941 года эскадрилья потеряла свой последний, девятый по счету самолет
- борт L7257 затонул в штормовую погоду у причала.
Таким образом, за полтора года эксплуатации, весьма щадящей, надо сказать, этих
машин 209 эскадрилья потеряла ровно половину своей матчасти без всякого участия
противника.
Летом 1941 года командование 209 эскадрильи начало постепенно избавляться от
Лервиков, восполняя потери прибывавшими из-за океана Каталинами.
Уцелевшие машины сплавлялись в учебную эскадрилью 4(С)OTU (Coastal Operational
Training Unit). В течение апреля - августа 1941 года в нее были переданы борта
L7250, L7256, L7257, L7260, L7264 и L7267. Плюс 5 мая 1941 года в 4(С)OTU был
направлен с завода последний из выпущенных Лервиков, борт L7268.
Впрочем высокая аварийность преследовала Лервики и в составе 4(С)OTU.
30 апреля 1941 года утонул у причала борт L7257.
14 октября 1941 года погиб новенький L7268. В ходе учебного полета двигатели
внезапно потеряли мощность и машина разбилась вблизи маяка Тарбит Несс. Погибли
9 из 12 человек экипажа и курсантов.
21 октября 1941 года настал черед первого прототипа с двухкилевым оперением
L7248, который также использовали в составе 4(С)OTU. Во время взлета в
Хеленсбурге у машины отказал правый двигатель, самолет клюнул носом и врезался в
воду. Погибли 7 человек, включая одного гражданского техника. После такого
дебюта уцелевшие шесть машин - L7250, L7256, L7260, L7264 и L7267 летом 1942
года сплавили канадцам, в сформированную национальную эскадрилью 422 на озере
Лох Эрн в Северной Ирландии. В состав 422 эскадрильи также были переданы из 209
эскадрильи борт L7266 и L7258.
Единственной реальной боевой операцией Лервиков 422 эскадрильи стало
эскортирование следовавшего в СССР конвоя PQ-18 в сентябре 1942 года, в котором
участвовали все 8 уцелевших летающих лодок этого типа.
Впрочем и канадцы не избежали потерь. Борт L7267 разбился 6 сентября 1942 года,
избежав при этом потерь, менее повезло экипажу L7260, который разбился 3 декабря
1942 года - погибли двое.
После этого и канадцы не стали больше испытывать судьбу и свои уцелевшие 6 машин
отправили на свалку до конца 1942 года.
Так завершилась история этого, пожалуй, самого неудачного из британских
самолетов. Формально серийная, повоевавшая машина, выпущенная в количестве 21
экземпляра, она за время своей недолгой службы без всякого участия противника
понесла весьма существенные потери - 14 самолетов, погибших в авариях - две
трети от выпуска - своего рода рекорд!
Весьма передовая в технологическом отношении летающая лодка Лервик отличалась
отвратительным поведением как на воде, так и в воздухе. Если бы разработка
Лервика осуществлялась не экстренным порядком (с заказом серийных машин "с
чертежной доски"), а обычным - с предварительной постройкой и испытаниями
прототипов, - вполне вероятно, что этот гидроплан так и не попал бы на
вооружение. Характерно, что архаичные бипланы Супермарин Стренрир, отдельные
экземпляры которого встречались на активной службе даже в конце 1944 года, на
замену которых Лервик, собственно, и создавался, значительно пережили в строю
своего преемника.