Поплавковый гидросамолет Marinens Flyvebaatfabrikk
M.F.11, который иногда по
имени его конструктора обозначают Høver M.F.11, представлял собой трехместный
одномоторный биплан, который в течение десятилетия до Второй Мировой войны
использовался Королевскими ВВС Норвегии для ведения морской разведки.
Вплоть до немецкого вторжения в Норвегию в 1940 году M.F.11 был основным
самолетом авиационной службы Королевского флота Норвегии (авиации флота).
Когда в 1929 году сборочный цех расположенного в Хортене завода по производству
летающих лодок (Marinens Flyvebatfabrikk) покинул последний гидросамолет Hansa
Brandenburg W.33 уже было ясно, что для удовлетворения потребностей авиации
норвежского флота необходима новая машина. Таким образом, к лету 1929 года
заводу Marinens Flyvebaatfabrikk и его главному конструктору капитану Йохану Э.
Хёверу (J. E. Høver) было приказано спроектировать и построить новый
гидросамолет. В течение немногим более года Йохан Хёвер в сотрудничестве с
пилотами, наблюдателями и другими специалистами спроектировал поплавковый
гидросамолет Høver M.F.11. На этапе проектирования норвежские военные провели
испытания нескольких иностранных образцов, но 11 октября 1930 года министерство
обороны Норвегии заказало производство M.F.11, который в то время назывался
«самолет-разведчик с возможностью самообороны».
Первоначально норвежские летчики видели новый морской гидросамолет монопланом,
но вследствие того, что командование авиации флота требовало максимальный размах
крыла 15,4 метров, чтобы тот мог поместиться в существующие ангары, возникла
необходимость в бипланной компоновке несущих поверхностей.
Основа фюзеляж M.F.11 была сварена из стального сортового проката и покрыта
вспомогательными шпангоутами. В качестве обшивки фюзеляжа использовалось
полотно. Для связи между собой члены экипажа использовали самолётное
переговорное устройство.
Первый самолет, получивший серийный номер F.300, совершил свой первый полет 29
сентября 1931 года. Гидросамолеты M.F.11 были оснащены радиальным двигателем
Armstrong Siddeley Panther II британской разработки, из которых первые 14 были
произведены в Великобритании. С 1934 года лицензионное производство двигателей
Armstrong Siddeley Panther II началось в Норвегии в морских мастерских минной
службы норвежского флота (Marinens Minevesen), Хортен, и первым самолетом,
получившим изготовленный в Норвегии двигатель, стал M.F.11 с серийным номером
F.314. Вскоре после того как на гидросамолеты были установлены двигатели
норвежского производства выяснилось, что они имеют более высокое качество, чем
оригинальные британские авиамоторы. Такой же двигатель выпускался и для
самолетов норвежской армейской авиации. Всего в Норвегии было произведено 17
двигателей Panther II: семь для флота и десять для армейских самолетов.
Лицензионное производство закончилось в 1938 году, когда импортные двигатели
можно было свободно купить по низкой цене, поскольку вооруженные силы
Великобритании отказались от авиамоторов Panther II, так как эти авиадвигатели
больше не могли использоваться в силовых установках новейших британских
самолетов.
Поплавковые гидросамолеты M.F.11 поступили на вооружение авиации норвежского
флота в 1932 году и использовались для выполнения многочисленных задач вдоль
побережья Норвегии и в норвежских территориальных водах. В 1939 году после
начала Второй мировой войны это включало в себя участие во всех крупных военных
учениях, поиск мин и пропавших без вести кораблей, а также размещение по всей
стране в различных береговых оборонительных сооружениях в качестве
разведывательных средств. На начало немецкого вторжения некоторые из этих
надежных самолетов имели около 900 часов летного времени. Незадолго до войны
командование авиации норвежского флота планировало замену гидросамолетам M.F.11,
и 8 марта 1940 года в Соединенных Штатах были заказаны 24 поплавковых
гидросамолета Northrop N-3PB. Ни один из них не был доставлен в Норвегию до 9
апреля 1940 года – даты начала вторжения Германии.
После немецкого вторжения самолеты M.F.11 действовали вдоль всей береговой линии
страны: от Западной Норвегии до Северной Норвегии. Гидросамолет M.F.11 (F.342)
был одним из первых, кто вступил в контакт с силами вторжения. 8 апреля 1940
года лейтенанты Кааре Странд Кьос (Kaare Strand Kjos) и Магнус Ли (Magnus Lie)
из военно-морского округа Трёнделаг были отправлены в Корнстад-фьорд
(Kornstadfjord) близ Люнгстада (Lyngstad) в Эйде (Eide), где совершил
вынужденную посадку немецкий гидросамолет Arado Ar 196. В попытке купить топливо
для своего самолета два немецких пилота обер-лейтенант Вернер Техам (Werner
Techam) и лейтенант Ганс Польцин (Hans Polzin) подошли к местным жителям, но
были захвачены группой гражданских лиц. Затем немцы были доставлены в
полицейский участок, где были арестованы. Вскоре после того как Кьос и Ли
приземлились, они взяли на себя командование и организовали транспортировку
немцев и их самолета в Кристиансунд (Kristiansund) для интернирования. Позже
выяснилось, что «арадо» был запущен с катапульты. Установленной на немецком
тяжелом крейсере «Адмирал Хиппер». Несколькими днями ранее авиагруппа Трёнделаг
авиации норвежского флота сократилась с двух самолетов M.F.11 до одного, когда
машина с серийным номером F.340 опрокинулась в гавани Тронхейма из-за сильного
ветра.
Одной из норвежский частей, в составе которой действовали поплавковые
гидросамолеты M.F.11, была импровизированная авиагруппа Ромсдалс-фьёрд
(Romsdalsfjordgruppa). В конечном итоге данная авиагруппа должна была состоять
из четырех самолетов: одного M.F.11 (серийный номер F.342; первоначально из
военно-морского округа Трёнделаг), одного Arado Ar 196 (захвачен в Люнгстаде) м
двух летающих лодок Supermarine Walrus из состава авиации Королевского флота. 8
апреля 1940 года первый Walrus (P5649) из состава 700-й эскадрильи авиации флота
(700 Naval Air Squadron) выполнял разведывательный полет и из-за высоких волн не
смог вернуться на линкор «Родней». Самолет был интернирован норвежскими властями
в Кристиансунне (Kristiansund) и затем был ими освобожден для дальнейшего
использования. Второй прибыл в Мольде 13 апреля, чтобы проинформировать
командование Королевских ВМС Норвегии о скором прибытии оперативной группы
Королевского флота. После встречи с капитаном Уллрингом – командиром местного
военно-морского округа в районе Ромсдал (Romsdal) – экипаж «валруса» решил на
время присоединиться к авиагруппе Ромсдальс-фьорд. Авиагруппа базировалась в
Эйдсёре (Eidsøra), где недавно построенная школа использовалась как казармы, а
местная стрелковая ассоциация предоставила охрану из стрелков для наблюдения за
обстановкой в воздухе и за активностью на море. Группа местных женщин
обеспечивала продовольствием и другими припасами отряд из примерно двадцати пяти
офицеров и солдат.
Операции самолетов авиагруппы Ромсдальс-фьорд, в том числе и гидросамолета
M.F.11 (F.342), почти полностью ограничивались разведкой побережья Ромсдала,
которую выполняли одиночные машины в поисках сил противника. Такой выбор
объясняется тем, что у авиагруппы было только 2000 патронов для пулеметов,
никаких трассирующих боеприпасов или бомб и запас топлива только на несколько
дней активности всех гидросамолетов авиагруппы. 12 апреля во время одного из
таких полетов F.342 обнаружил и сообщил капитану Уллрингу точное местонахождение
двух немецких торговых судов. Это сообщение помогло норвежским военным кораблям
в тот же день захватить немецкие суда. Реальный контакт с немецкими войсками
происходил очень редко; в одном из разведывательных полетов над Трёнделагом
M.F.11 (F.342) попал под огонь немецкого самолета, но сумел уйти и не получить
никаких повреждений. Единственный настоящий бой с участием авиагруппы произошел
14 апреля у аэродрома Вигра (Vigra), когда M.F.11 (F.342) вступил в бой с
немецким Heinkel He 115. Во время этого воздушного боя два гидросамолета
обстреливали друг друга на дальности от 300 до 50 метров. Ни немецкий, ни
норвежский самолет не пострадали, и когда He 115 повернул, чтобы уйти на север,
у M.F.11 (F.342) не хватило скорости, чтобы преследовать его.
17 апреля лейтенанты Кьос и Дизен (Diesen) встретились с командующим норвежским
флотом и решили, что четыре самолета должны быть эвакуированы, поскольку запасы
топлива сократились до пяти-шести часов налета. На решение также повлияло и
желание британских пилотов вернуться в свои части. Надежда и план состояли в
том, чтобы норвежские пилоты вернулись как можно скорее с лучшими самолетами и
припасами. В 03:30 следующего дня Arado Ar 196 вылетел первым с экипажем из трех
человек и без проблем совершил путешествие на Шетландские острова, благополучно
приземлившись примерно в 06:30. Поскольку у авиагруппы было только два набора
карт, то M.F.11 (F.342) должен был лететь в строю с двумя «валрусами». Когда
самолеты приблизились к Оркнейским островам, M.F.11 (F.342) отстал от британских
машин и был перехвачен тремя «гладиаторами», взлетевшими со Скапа-Флоу. Экипажи
«гладиаторов» неверно оценили обстановку и, полагая, что норвежский биплан
преследовал две летающие лодки Walrus, и начали атаковать M.F.11. К счастью для
норвежцев, лейтенанту Дизену удалось сразу же совершить посадку на воду. Хотя в
гидросамолет Дизена попало от сорока до пятидесяти пуль, все они прошли мимо
членов экипажа. После этого первого эпизода дружественного огня норвежцев
приветствовали как союзников, и они передали британскому командованию отчет о
ситуации в районе Ромсдала. Немецкий поплавковый гидросамолет Arado Ar 196
привлек особое внимание англичан, и командующий авиацией Королевского флота
поручил доставить его в Хеленсбург (Helensburgh), где авиаконструкторы ждали,
чтобы разобрать и изучить немецкий самолет современной конструкции. Однако все
пошло не так, как планировалось, поскольку во время посадки самолет перевернулся
и затонул. К счастью пилот остался жив. Несмотря на то, что норвежские офицеры
выразили желание вернуться в Ромсдал, чтобы продолжить там борьбу, никто из них
не смог вернуться в Норвегию вовремя и принять участие во все еще ведшихся там
боевых действиях.
Когда в июне 1940 года норвежская кампания подходила к концу, норвежским военным
летчикам было приказано не допустить попадания их самолетов в руки Германии.
Большинство норвежских He 115 были переброшены в Великобританию, чтобы сохранить
их для участия в различных операциях. Однако для трех M.F.11 и одного He 115
(F.50) этот путь эвакуации был невозможен, и единственным вариантом для
эвакуации оставался полет в Финляндию.
8 июня 1940 года гидросамолеты MF.11 (серийные номера F.310, F.336 и F.346)
совершили посадку на озеро Сальмиярви, Петсамо, и были немедленно интернированы
финскими властями. Первоначально три норвежских самолета хранились и
ремонтировались в политехническом институте и государственном авиационном
заводе, и в августе 1941 года были переданы 15-й эскадрилье финских ВВС с
бортовыми номерами NK-171 – NK-173 (аббревиатура Norjalainen Kone – норвежские
машины). Все три M.F.11 были оснащены держателями для 200-килограммовых
глубинных бомб. Помимо обычного технического обслуживания НК-172 получил также
новые двигатель и воздушный винт.
В течение осени 1941 года самолеты выполнили около 20
разведывательно-пропагандистских вылетов в районе Ладожского озера, после чего
из-за ледовых условий машины были поставлены на зимнее хранение. В течение
советско-финской войны 1941-1944 годов эти гидросамолеты также использовались
для поддержки дальних патрульных самолетов, действовавших в глубине советской
территории.
Летом 1942 года все три самолета были переданы 6-й эскадрилье. Действуя с
авиабазы Мариехамн, Аландские острова, гидросамолеты выполнили задачи по борьбе
с подводными лодками Балтийского флота. Дважды в течение летних месяцев на
советские подводные лодки сбрасывались глубинные бомбы, но без видимых
результатов.
Летом 1943 и 1944 годов такие боевые задачи выполнялись над Балтикой, но
поскольку через Финский залив была проложена противолодочная сеть никаких
советских подводных лодок замечено не было. Противолодочные полеты над
Балтийским морем были завершены 21 августа 1944 года. После перемирия,
заключенного в Москве 4 сентября 1944 года, гидросамолеты M.F.11 были переданы
отряду Яури (Jauri), базировавшемуся на крайнем севере Финляндии, для участия в
Лапландской войне, в ходе которой они в октябре того же года совершили около 60
транспортных вылетов. В ноябре 1944 года M.F.11 были отправлены на постоянное
хранение.
В 1948 и 1950 годах два находившихся в Финляндии гидросамолета M.F.11 были
предложены Норвегии для продажи, но поскольку никто интереса не проявил, то
машины были списаны.
Во время норвежской кампании и после нее немецкие силы вторжения захватили около
16 норвежских гидросамолетов M.F.11. Самолеты были захвачены в ремонтных
мастерских (F.302 и F.318), брошены в Дрёбаке (Drøbak; F.3204, F.308 и F.338), в
Флетёе (Flatøy), неподалеку от Бергена (F.322), на аэродроме Сола (F.324) и в
Тромсё на аэродроме Скаттора (F.312, F.334 и F.344). Записи от F.314 II
отсутствуют F.326, но вполне возможно они использовались немцами. Также были
захвачены F.348, F.350, F.352 и F.354, которые все еще строились на заводе в
Хортене.
Вероятно, трофейные самолеты использовались на территории Норвегии для перевозки
почты и для обеспечения связи и взаимодействия различных подразделений немецких
оккупационных войск, а также для наблюдения за рыболовством. Согласно
документации немецкой авиастроительной компании Walther Bachman Flugzeugbau,
трофейные гидросамолеты M.F.11 находились в эксплуатации до февраля 1942 года.
Свои трофеи немцы эксплуатировали в районе, простирающемся от Финнмарка на
севере Норвегии до Варнемюнде на северо-востоке Германии.