Контракт на создание новой летающей лодки американская компания Martin получила
23 августа 1938 года. Всего планировалось изготовить 1 опытный самолет, который
военные собирались использовать в роли патрульного бомбардировщика. Вскоре
самолет получил собственное имя - Mars. Для своего времени машина была
выдающейся. При общем полетном весе более 65 тонн гидросамолет должен был
развивать крейсерскую скорость в 365 км/ч и совершать полеты на дальность до 8
тысяч км. При этом летающую лодку планировалось оснастить четырьмя новейшими
радиальными двигателями Wright R-3350 Duplex Cyclone, развивающими мощность в
2000 л.с. Строительство опытного самолета началось в августе 1940 года, а уже 27
сентября 1941 года машина была выкачена из сборочного цеха.
Опытный образец, получивший индекс XPB2M-1, впервые поднялся в воздух 3 июля
1942 года. Это могло произойти и раньше, однако в тот момент, когда самолет был
уже готов, в компании Martin приняли решение о замене 2000-сильных двигателей Duplex Cyclone на более мощные и совершенные моторы R-3380-18, которые могли
развивать мощность в 2200 л.с. Помимо этого, замене подверглись трехлопастные
деревянные винты Hamilton Standard, которые заменили на цельнометаллические
более современной конструкции. Все эти операции задержали первый полет "Марса"
практически на 6 месяцев.
Во время проведения летных испытаний на самолет не монтировалось военное
оборудование. Хотя на этапе разработки конструкторы запланировали установку на
борту летающей лодки трёх стрелковых позиций (турелей), которые планировалось
оснастить 6х7.62-мм пулеметами. Первую пулеметную турель планировалось
установить в носовой части самолета, вторую в верхней части фюзеляжа позади
крыла, а третью - в задней части фюзеляжа. Однако к моменту завершения программы
летных испытаний американский флот уже имел на вооружении Consoldated-Vultee
PB2Y Conorado - четырехмоторный патрульный бомбардировщик. Несмотря на тот факт,
что данный гидросамолет значительно уступал в размерах и весе "Марсу",
необходимости в наличии дополнительного количества дальних патрульных
бомбардировщиках у ВМС не было.
Вследствие этого назначение летающей лодки Martin Mars было пересмотрено. Из
патрульного бомбардировщика она была переквалифицирована в транспортный
гидросамолет. В связи с этим компания Martin получила приказ о снятии с борта
лодки всего военного оборудования, в том числе и оборонительного (пулеметные
турели). Также конструкторам предстояло переделать фюзеляж машины для удобства
перевозки солдат и военной техники. В итоге новый вариант гидросамолета получил
обозначение XPB2M-1R.
Наиболее заметным внешним изменением самолета стало появление новой округлой
носовой части. Перестроенный гидросамолет был готов к полетам 27 ноября 1943
года. Машину включили в состав вновь образованной авиатранспортной эскадрильи
VR-8, которая размещалась на авиационной базе ВМС США Патаксент-Ривер. Именно на
этой базе будущие члены экипажа самолета прошли курс обучения. В дальнейшем
самолет XPB2M-1R совершал регулярные авиационные рейсы между базами Патаксент-Ривер и авиабазой ВМС Бермуда. При этом свою карьеру в качестве
транспортного самолета Martin Mars начал с впечатляющего по протяженности
полета. Самолет совершил беспосадочный перелет с базы Патаксент-Ривер в Наталь в
Бразилии. Общая протяженность маршрута составила 7 тысяч км, а его
продолжительность составила почти 28,5 часов.
В январе 1944 года самолет был передан в состав эскадрильи VR-2 тихоокеанской
военно-морской авиатранспортной службы, которая была расквартирована на
военно-морской базе Аламеда в штате Калифорния. В составе данной эскадрильи
самолет XPB2M-1R совершил 78 полетов по маршруту залив Сан-Франциско-Гонолулу
(Гавайи). Самолет в этом варианте мог перевозить до 150 пассажиров. За время
нахождения в составе VR-2 летающая лодка успела перевезти более 1360,8 тонн
различных грузов военного назначения. Помимо этого, самолет доставил на Иводзиму
120 карго-тонн крайне необходимой на острове крови. В марте 1945 года
гидросамолет был списании, летающая лодка некоторое время хранилась на берегу на
базе в Аламеде, а в 1949 году была разрезана на металлолом.
Стоит отметить, что ВМС США были очень впечатлены продемонстрированными XPB2M-1R
характеристиками. Это заставило их заказать фирме Martin сразу 20 серийных
машин, которым присвоили индекс JRM-1. При этом серийные летающие лодки
отличались от прототипа большим одиночным килем, в то время как на XPM2M-1
оперение было двухкилевым. Изменения также предполагали установку на самолете
более мощных моторов R-3350-8 мощностью по 2400 л.с., которые вращали новые четырехлопостные винты. Также была расширена задняя часть фюзеляжного редана.
Это было сделано для повышения управляемости летающей лодкой в воде.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XPB2M-1 |
Размах крыла, м |
60.96 |
Длина, м |
35.74 |
Высота, м |
11.71 |
Площадь крыла, м2 |
342.15 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
34249 |
максимальная взлетная |
65315 |
Тип двигателя |
4 ПД Wright R-3350-4 Duplex Cyclone |
Мощность, л.с. |
4 х 2000 |
Максимальная скорость , км/ч |
360 |
Крейсерская скорость , км/ч |
232 |
Практическая дальность, км |
7041 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5608 |
Экипаж, чел |
11 |
Вооружение: |
три спаренных 7.62-мм пулемета
до 4536 бомбовой нагрузки |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|