Уголок неба ¦ Martin PB2M Mars

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой летающие лодки
   PB2M
       
Разработчик: Martin
Страна: США
Первый полет: 1942
Тип: Патрульная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Контракт на создание новой летающей лодки американская компания Martin получила 23 августа 1938 года. Всего планировалось изготовить 1 опытный самолет, который военные собирались использовать в роли патрульного бомбардировщика. Вскоре самолет получил собственное имя - Mars. Для своего времени машина была выдающейся. При общем полетном весе более 65 тонн гидросамолет должен был развивать крейсерскую скорость в 365 км/ч и совершать полеты на дальность до 8 тысяч км. При этом летающую лодку планировалось оснастить четырьмя новейшими радиальными двигателями Wright R-3350 Duplex Cyclone, развивающими мощность в 2000 л.с. Строительство опытного самолета началось в августе 1940 года, а уже 27 сентября 1941 года машина была выкачена из сборочного цеха.

Опытный образец, получивший индекс XPB2M-1, впервые поднялся в воздух 3 июля 1942 года. Это могло произойти и раньше, однако в тот момент, когда самолет был уже готов, в компании Martin приняли решение о замене 2000-сильных двигателей Duplex Cyclone на более мощные и совершенные моторы R-3380-18, которые могли развивать мощность в 2200 л.с. Помимо этого, замене подверглись трехлопастные деревянные винты Hamilton Standard, которые заменили на цельнометаллические более современной конструкции. Все эти операции задержали первый полет "Марса" практически на 6 месяцев.

Во время проведения летных испытаний на самолет не монтировалось военное оборудование. Хотя на этапе разработки конструкторы запланировали установку на борту летающей лодки трёх стрелковых позиций (турелей), которые планировалось оснастить 6х7.62-мм пулеметами. Первую пулеметную турель планировалось установить в носовой части самолета, вторую в верхней части фюзеляжа позади крыла, а третью - в задней части фюзеляжа. Однако к моменту завершения программы летных испытаний американский флот уже имел на вооружении Consoldated-Vultee PB2Y Conorado - четырехмоторный патрульный бомбардировщик. Несмотря на тот факт, что данный гидросамолет значительно уступал в размерах и весе "Марсу", необходимости в наличии дополнительного количества дальних патрульных бомбардировщиках у ВМС не было.

Вследствие этого назначение летающей лодки Martin Mars было пересмотрено. Из патрульного бомбардировщика она была переквалифицирована в транспортный гидросамолет. В связи с этим компания Martin получила приказ о снятии с борта лодки всего военного оборудования, в том числе и оборонительного (пулеметные турели). Также конструкторам предстояло переделать фюзеляж машины для удобства перевозки солдат и военной техники. В итоге новый вариант гидросамолета получил обозначение XPB2M-1R.

Наиболее заметным внешним изменением самолета стало появление новой округлой носовой части. Перестроенный гидросамолет был готов к полетам 27 ноября 1943 года. Машину включили в состав вновь образованной авиатранспортной эскадрильи VR-8, которая размещалась на авиационной базе ВМС США Патаксент-Ривер. Именно на этой базе будущие члены экипажа самолета прошли курс обучения. В дальнейшем самолет XPB2M-1R совершал регулярные авиационные рейсы между базами Патаксент-Ривер и авиабазой ВМС Бермуда. При этом свою карьеру в качестве транспортного самолета Martin Mars начал с впечатляющего по протяженности полета. Самолет совершил беспосадочный перелет с базы Патаксент-Ривер в Наталь в Бразилии. Общая протяженность маршрута составила 7 тысяч км, а его продолжительность составила почти 28,5 часов.

В январе 1944 года самолет был передан в состав эскадрильи VR-2 тихоокеанской военно-морской авиатранспортной службы, которая была расквартирована на военно-морской базе Аламеда в штате Калифорния. В составе данной эскадрильи самолет XPB2M-1R совершил 78 полетов по маршруту залив Сан-Франциско-Гонолулу (Гавайи). Самолет в этом варианте мог перевозить до 150 пассажиров. За время нахождения в составе VR-2 летающая лодка успела перевезти более 1360,8 тонн различных грузов военного назначения. Помимо этого, самолет доставил на Иводзиму 120 карго-тонн крайне необходимой на острове крови. В марте 1945 года гидросамолет был списании, летающая лодка некоторое время хранилась на берегу на базе в Аламеде, а в 1949 году была разрезана на металлолом.

Стоит отметить, что ВМС США были очень впечатлены продемонстрированными XPB2M-1R характеристиками. Это заставило их заказать фирме Martin сразу 20 серийных машин, которым присвоили индекс JRM-1. При этом серийные летающие лодки отличались от прототипа большим одиночным килем, в то время как на XPM2M-1 оперение было двухкилевым. Изменения также предполагали установку на самолете более мощных моторов R-3350-8 мощностью по 2400 л.с., которые вращали новые четырехлопостные винты. Также была расширена задняя часть фюзеляжного редана. Это было сделано для повышения управляемости летающей лодкой в воде.





 ЛТХ:
Модификация   XPB2M-1
Размах крыла, м   60.96
Длина, м   35.74
Высота, м   11.71
Площадь крыла, м2   342.15
Масса, кг  
  пустого самолета   34249
  максимальная взлетная   65315
Тип двигателя   4 ПД Wright R-3350-4 Duplex Cyclone
Мощность, л.с.   4 х 2000
Максимальная скорость , км/ч   360
Крейсерская скорость , км/ч   232
Практическая дальность, км   7041
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5608
Экипаж, чел   11
Вооружение:   три спаренных 7.62-мм пулемета
  до 4536 бомбовой нагрузки


 Доп. информация :


 Фотографии:

 XPB2M-1
 XPB2M-1
 XPB2M-1
 XPB2M-1
 XPB2M-1
 XPB2M-1
 XPB2M-1R
 XPB2M-1R
 XPB2M-1R

 Схемы:

 XPB2M-1

 Варианты окраски:

 XPB2M-1    (c) Lanhof
 XPB2M-1    (c) Lanhof

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Летающие лодки Martin Mars
Военное Обозрение. Сергей Юферев. Летающие лодки Martin JRM Mars
Aerofiles.com. Martin
Daves Warbirds. American Aircraft of World War II
Aeroplane Monthly. Bill Gunston. The Mighty Mars
Le Fana de l'Aviation. John Wegg. Mars, dieu de l'eau ... et du feu
Naval Fighters. Steve Ginter. Martin Mars XPB2M-1R & JRM Flying boats
E.R. Johnson. American Flying Boats and Amphibious Aircraft: An Illustrated History
Axis-and-allies-paintworks.com. Martin JRM Mars
Wings-aviation.ch. Martin JRM- PB2M- Mars


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: